Певучий сортировщик

17:15, 07 августа 2015г, Общество 1148


1
1

Производитель фото-электронных сепараторов барнаульская компания «СиСорт» планирует в этом году выйти на европейский рынок. Руководитель и совладелец предприятия Максим Савинков уверен, что это получится, поскольку его продукция не хуже, а по некоторым параметрам превосходит зарубежные аналоги.

«Халасо»? Не хорошо

В бизнесе Максим Савинков с 1995 года. Начинал, как и большинство, с торговли. А в 2007 году у него был маслозавод, на котором помимо растительного масла производили ядра подсолнечника. Надо было отделять ядра от шелухи и инородных включений. Но если стандартными методами сортировки можно добиться засоренности 0,1-0,2%, то при использовании фотосепараторов продукт получается в десять раз чище.

Подобное оборудование Савинков нашел в Англии, но англичане отказались продавать, так как у них не было в России сервисного подразделения. А без постпродажного сопровождения такую сложную технику приличные фирмы не продают.

Тогда приобрели фотосепаратор у китайцев. Установили его на заводе. Савинков помнит, как приходили коллеги, работающие в данной отрасли, посмотреть, действительно ли существуют такие аппараты, способные отделять зерна от плевел, ориентируясь по их цвету. Смотрели и не верили. Потом захотели себе подобную технику. Так «СиСорт» стал дистрибьютором китайских, а потом корейских и итальянских фотосепараторов, обеспечивая их шефмонтаж и сервисное обслуживание.

Для этого пришлось создать собственную инженерную службу. По первому образованию Максим Савинков - специалист в области информационно-измерительной техники, поэтому сразу увидел недочеты китайских фотосепараторов.

– Когда мы указывали на них, китайцы отвечали: «Халасо, халасо. Тляпочкой потли, и будет халасо», – вспоминает предприниматель. – Поэтому в 2011 году я сформировал подразделение для модернизации китайских аппаратов. А потом пришло понимание, что проще создать собственный сепаратор, чем переделать чужой.

За последние три с половиной года компания изготовила больше сотни приборов для сортировки сыпучих смесей. Большинство комплектующих в аппаратах «СиСорт» импортного производства. Печатные платы, пайку и разводку заказывают в Новосибирске, а в случае особо сложной конструкции – в Таиланде. А вот корпус изготавливают самостоятельно. 

В 2013 году Максим Савинков был на стажировке в Германии в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. Там подсмотрел систему jobshop. На Западе джоб-шопами называют предприятия малого бизнеса, которые оказывают производственные услуги.

После приезда из Германии он загорелся этой идеей. Приобрел лазерный раскроечный и гибочный станки немецкой фирмы Trumpf. На этих станках выполняются все основные операции по изготовлению корпуса сепаратора,  но в основном они используются для выполнения сторонних заказов. На сегодня у «СиСорта» 17 постоянных клиентов. Это малые предприятия, которым приобрести такое дорогостоящее оборудование не по карману.

Зачем вам математик?

Основные покупатели фотосепараторов – владельцы крупяных цехов, семеноводческих хозяйств, где нужно отделять зерно от примесей. Однако можно сортировать любые твердые смеси. Например, в Томске долгое время вручную очищали от остатков шишек кедровые орешки. Норма для одного человека - 15 литров в смену. И когда за день сепаратор отсортировал месячную норму, владельцы бизнеса были сильно удивлены. А в Санкт-Петербурге женщины перебирают вручную мелкие изумруды, которые идут на поделки. За день одна работница способна набрать горсть драгоценных камней, а сепаратор с той же горстью справляется за секунду.

– Но наш аппарат не всесилен, – предупреждает Максим Савинков, – например, отделить бракованную жевательную резинку от добротной он самостоятельно пока не может.

Качество фотосепаратора определяется уровнем конструкторских идей, механики, пневматики, оптики, электроники. Хороших специалистов в Барнауле в подобных областях найти почти невозможно. Например, математика искали полгода.

На вопрос: «Зачем вам математик?» – Максим Савинков отвечает:

– У нас реализованы очень сложные алгоритмы, которые учитывают не только цвет предмета, но и состояние его текстуры, структуры, формы. Для распознавания предмета используется порядка 30 параметров. Причем производительность настолько большая, что позволяет перерабатывать от 10 до 30 тонн смеси в час. Датчикам приходится за это время проанализировать сотни миллиардов объектов.

Директор приглашает посмотреть на рабочие места программистов и конструкторов компании. Заходим. В большой комнате столы уставлены мониторами, на некоторых по два-три. Команда программистов колдует над новой операционной системой, которая управляет сепараторами.

На одном из столов лежат узлы аппарата, соединённые проводами.

– Чтобы они между собой общались, обменивались данными по определенным алгоритмам, их надо запрограммировать под задачи, которые определяет заказчик. Если возможностей нашей программы не хватает, разрабатывают новую, – поясняет руководитель предприятия. 

По результатам выставки

Производство сепараторов ежемесячно растет. В июне компания произвела 12 аппаратов. Росту спроса помогают западные санкции и связанная с ними дорогая валюта. Российские потребители переключились на отечественную сельхозпродукцию. У переработчиков появились дополнительные деньги, которые они могут направить на техническую модернизацию, в том числе и на приобретение сепараторов. Барнаульские аппараты под маркой «Оптима» поступают на рынок за 1,5 млн руб., более совершенный «Зоркий» – за 2-3,5 млн руб. А аналогичные по функциональным возможностям европейские сепараторы стоят в 2-2,5 раза дороже.

Поэтому у предприятия есть теоретическая возможность выйти на рынки Запада. Для этого компания получила на свою продукцию европейский сертификат соответствия. В ноябре планируют представить сепаратор «Зоркий» в Ганновере на крупнейшей в мире выставке сельскохозяйственной техники. Ее результаты должны подтвердить или опровергнуть амбиции руководства «СиСорта».

Подходим к прибору, который поедет в Германию. Там он будет называться «СмартСорт», что более понятно европейскому покупателю. Пока сепаратор стоит некрашеный, но, в принципе, полностью готовый. Чтобы убедить в этом журналистов, Савинков засыпает в него для наглядности килограммов пять разноцветной пластиковой крошки. Такая получается после дробления бывших в употреблении ПЭТ-бутылок. На наших глазах аппарат отсортировывает кусочки по цвету. В дальнейшем инженеры должны научить аппарат разделять пластик по составу.

Сам процесс сортировки происходит с помощью воздушного потока, который вырывается из сопла после того, как оптическое устройство проанализирует предмет и поймет, что именно его надо отдуть в сторону. Причем анализ может идти не только в видимой части спектра, но и в ультрафиолетовой и инфракрасной. Сопла срабатывают до тысячи раз в секунду. 

Чтобы продемонстрировать иностранным потребителям точность работы электроники и пневматики, разработчики научили сепаратор исполнять музыку, имитируя звуки органа. Вначале Максим Савинков подумал научить его чему-нибудь простенькому, например, «В траве сидел кузнечик». В итоге прибор, который поедет в Германию, исполняет произведение Иоганна Себастьяна Баха – «Токката и фуга реминор».

«А ведь мы в космос летаем»

Савинков уверен, что его аппараты будут иметь спрос в Европе.

– И не из-за цены. Там цена не является конкурентным преимуществом, - убеждает предприниматель. – В Старом Свете ценят оригинальные технологии, ноу-хау, которых нет у соперника.

На следующий год «СиСорт» планирует выйти на рынки Индии, Таиланда, а потом и Китая, где барнаульцам будут противостоять около 20 производителей фотосепараторов.

– Выходя на внешние рынки, мы сталкиваемся с тем, что Россию рассматривают только как поставщика сырья, – удивляется коммерческий директор предприятия Виталий Савинков. – Почему-то наши иностранные партнеры забывают, что мы летаем в космос, что у нас отличное оборудование. 

Среди сегодняшних проблем внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Виталий Савинков называет низкую информированность алтайских предприятий о процедурах экспорта, рост транспортных тарифов, что приводит к повышению расходов на доставку, высокую стоимость и малое число компаний, выдающих сертификаты. Он считает, что для помощи предприятиям, осуществляющим ВЭД, надо развивать бизнес-туризм, чтобы привозить в край предпринимателей, желающих купить наши товары с высокой добавленной стоимостью.

Но и сам коммерческий директор не сидит сложа руки. Под его руководством 16 менеджеров по продажам осуществляют до 500 контактов в день. Ищут покупателей.

Лариса ХИЩЕНКО (фото)

Фоторепортаж