Почему писатели не спешат публиковаться в престижных издательствах

07:19, 16 ноября 2020г, Культура 2646


Почему писатели не спешат публиковаться в престижных издательствах Фото №1

Наши современники, одаренные писательским талантом, не спешат публиковаться в престижных издательствах. Они неплохо зарабатывают на цифровых специализированных платформах.

По старинке

В этом материале мы не станем говорить о начале пути знаменитых и заслуженных писателей, о муках творчества, о том, что талант рано или поздно пробьет себе путь. Конечно, и сейчас есть большая когорта молодых писателей, которые, как и прежде, стучатся в двери московских и питерских издательств, чтобы заявить о себе. Начинающим платят за книгу примерно 35 тысяч рублей, а создаваться она может год и больше. На это не проживешь, поэтому каждый из начинающих писателей рассматривает творчество скорее как хобби, а не основной заработок.

Наша задача – рассказать об относительно новом виде заработка, основанном на создании книг, востребованных на современном рынке, и способах их продаж. И тут два пути.

Если начинающие таланты жаждут обладать бумажной версией своей книги, то могут воспользоваться советами российского писателя Кирилла Кудряшова. Он предлагает семь бесплатных способов публикации своих книг.

Первый способ – попасть в серию. Что это значит? Есть раскрученный автор, которого печатает крупное издательство. После того как он опубликовал свою книгу и она вызвала всплеск читательского интереса, большие продажи, издательство, как правило, запускает серию книг менее известных авторов, но на ту же тему – с миром и героями, созданными именитым автором. Обычно так происходит в жанре фэнтези и детектива.

Второй способ – краудфандинг. Вы выставляете на цифровой специализированной платформе краткое описание своей книги и просите помочь ее опубликовать, предложив будущим жертвователям взамен экземпляр своей книги (или несколько).

Третий способ – публикация за счет спонсора. Нужно обойти крупные компании своего города, объяснить суть проекта, пообещать разместить на форзаце рекламу компаний, которые пожертвуют сумму на издание книги.

Четвертый способ – подарочный сертификат. Вы можете предложить тираж своей книги в подарок. В любых супермаркетах такая услуга довольно раскручена. Намекните своим друзьям, что вы хотите издать книгу. Многие издательства используют такую услугу, как купоны на издание книги в подарок. Возможно, вам подарят купон на издательство собственной книги.

Пятый способ – литературный агент. На Западе довольно распространено нанимать литературного агента, который будет предлагать ваши книги издательствам и спонсорам. В России это стало практиковаться недавно, но литературные агенты уже есть, найти их можно через соцсети.

Шестой способ – литературные конкурсы писателей, сценаристов и тому подобное. В каждом регионе, в стране они объявляются раз в год к какому-нибудь событию: к Году культуры, космонавтики и так далее. И чтобы засветиться в писательском мире, а иногда и заработать, можно и нужно пробовать свои силы. Публикуют победителей конкурсов бесплатно в сборниках произведений.

Седьмой способ – самиздат. Это, конечно, относительно бесплатный способ. Сначала нужно вложиться в издательство собственной книги, а затем продать экземпляры. Возможно, труд и окупится.

Как начать зарабатывать

Современные сетевые писатели изначально не претендуют на гениальность, заявляя, что они не Толстые и не Достоевские, а просто зарабатывают творчеством на хлеб насущный. На видеосайте YouTube по этому поводу масса советов новичкам.

Один из начинающих сетевых авторов – Setroi, в миру Александр Шаравар. Он стал писать три года назад на специализированных платформах. И теперь на своем YouTube -канале в Интернете делится опытом с новичками.

Итак, цифровые платформы, на которых можно заявить о себе начинающему писателю и даже заработать: «Целлюлоза», Author.Today, «Либстейшн», «Литмаркет», «Литнет», «ЛитРес:Черновики». Прелесть этих платформ в том, что там можно выкладывать не все произведение целиком, а по главам. При этом каждый, кто будет их скачивать, должен за них платить.

Заработок за первый роман или повесть может оказаться небольшим – 10–15 тысяч рублей за месяц. По мере того как подписчики о вас узнают и количество скачиваний увеличится, вырастет и гонорар. Александр Шаравар получает в месяц 70–100 тысяч рублей. Крупные писатели имеют 500–800 тысяч в месяц.

Что нужно сделать, чтобы начать зарабатывать на творчестве?

Сначала нужно зарегистрироваться на сайте «Самиздат». Там денег не заработаешь, но зато наберешь читательскую аудиторию. Первое время люди будут оставлять много негативных откликов, со временем, когда вы набьете руку, это пройдет. Следует расценивать это как период учебы, набивания шишек. Через какое-то время, когда вы наберетесь уверенности в себе и поймете, что литературное ремесло – ваше призвание, зарегистрируйтесь, например, на «Целлюлозе». Лучше, чтобы к этому времени у вас было в запасе 2–3 главы романа, поскольку выкладывать части глав на сайт нужно регулярно и в определенное время, чтобы целевая аудитория привыкла к вам и ждала новых публикаций.

Если вы пишете в стиле фэнтези, то ваша аудитория – молодежь до 30 лет. Это наиболее благодарная аудитория, привыкшая платить за книги, а не скачивать их на пиратских сайтах. Если это детское фэнтези, то выкладывать следует части глав после обеда, когда заканчиваются школьные занятия. Взрослая аудитория начинает читать после 19 часов.

Если вы специализируетесь на исторической прозе, востребованной старшим поколением, то нужно понимать, что пенсионеры любят читать рано утром, пока спят домочадцы и не начались повседневные заботы.

Также следует учитывать сезонность. Летом выкладывать новые книги рискованно, так как читательская аудитория вялая. Дети – на каникулах в деревне, пенсионеры – на садовых участках, где нет Интернета, люди средних лет – в отпуске.

А вот осенью, весной и зимой читательский интерес заметно возрастает.

Куда пойти

«Литмаркет» – относительно молодая сетевая площадка. На ней проще попасть в топ, поскольку там не так много авторов, но при этом нужно реально оценивать свои силы и понимать, что конкурировать придется с такими именитыми писателями, как Борис Аверин, Ник Перумов. Рекомендуется использовать эту площадку как дополнительную для заработка.

«Целлюлоза» – этот портал по сравнению с прошлым годом упал по посещаемости, но все еще является основным для заработка у молодых писателей. Плюс площадки в том, что можно сразу после регистрации начать зарабатывать. Не нужно ждать получения коммерческого статуса.

«Либстейшн» – этот сайт также снизил свои показатели посещаемости по сравнению с предыдущим годом, но тоже пользуется популярностью у писателей, и на нем можно неплохо заработать, причем сразу после прохождения регистрации.

Author.Today – портал, о котором идут хорошие отзывы начинающих писателей, пишущих в стиле фэнтези для мужской аудитории. Там около 500 тысяч читателей, поэтому свою аудиторию легко найти. Но чтобы на этом ресурсе зарабатывать, нужно сначала получить коммерческий статус. Это значит, что у вас на руках должны быть две книги, опубликованные в престижных издательствах. Есть и другой способ: нужно выставить свою книгу на этом портале для бесплатного чтения. Когда ее скачают себе в библиотеку 300 читателей, вы получите возможность зарабатывать на данном портале. На все это уходит примерно от двух месяцев до года.

«Литнет» – эта площадка предназначена для авторов, которые пишут для женской аудитории.

«Литрес: Черновики» – портал с самой большой аудиторией читателей. Минус состоит в том, что если вы публикуете там книгу, то получаете только 25% от выручки, если вы текст еще где-то параллельно выставили. Если у портала эксклюзивные права, то там выплачивают 35% от выручки. Это немного, если учесть, что Author.Today за эксклюзив выплачивает 85% от выручки, а за параллельную публикацию на других сайтах – 75%. Заработки на этом сайте весьма условны. Его писатели используют как запасной аэродром для наработки целевой аудитории.

Если вы решились

Понять, ваше это призвание или нет, довольно просто. Начните писать на волнующую вас тему 4,5–5 тысяч знаков в день. Не спешите это выкладывать в Сеть, дайте почитать своим близким, выслушайте замечания. Поправьте стилистические ошибки. Если у вас нелады с орфографией, найдите себе корректора, на первых порах это может быть учитель русского языка и литературы на пенсии.

У сетевого писателя выходных нет, музы он не ждет, пишет каждый день по 2–3 часа, пока писательское хобби не превратится в основной доход. Потом нужно будет проводить за компьютером не менее 5–6 часов в день, чтобы добиться хороших результатов.

Фоторепортаж