«Приятно быть ошарашенным». Выставка «Аз.Арт. Сибирь – 2019» проходит в Барнауле

18:28, 22 марта 2019г, Культура 2363


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В минувшую субботу открылась вторая часть конкурсной экспозиции IX Межрегиональной молодежной выставки «Аз.Арт. Сибирь – 2019», посвященная графике. К этому моменту уже закончило свою работу жюри, возглавляемое омским графиком Андреем Машановым (хотя победителей мы узнаем только на закрытии проекта 15 апреля).

– Я не впервые на «Аз.Арте» и думаю, что это совершенно замечательное явление, которое возрождает молодежное движение в изобразительном искусстве. Барнаул в этом смысле – один из ведущих городов Сибири, – сказал на вернисаже член-корреспондент Российской академии художеств новосибирский живописец Михаил Омбыш-Кузнецов. – Очень много людей пришло на открытия выставок. Приятно, что такое живое общение с искусством до сих пор интересно.

Гости отмечали, что биеннале «Аз.Арт Сибирь» оказалась одной из самых долгоиграющих (выставка проводится еще с середины 2000-х) и стала стартовой площадкой для многих уже известных художников.

– Очень приятно быть ошарашенным, потому что творчество молодых всегда неожиданно. Может, не совсем профессионально, но в нем огромное количество свежих идей и ярких концепций, – считает директор Иркутского областного художественного музея и член жюри Наталья Сысоева.

Хотя на открытии экспозиции графики присутствовало совсем мало авторов, тем, кто все-таки пришел на собственный вернисаж, повезло удостоиться советов от классиков советского и российского искусства. Живописец, академик РАХ Павел Никонов, например, внимательно разобрал свежий диптих барнаульца Юрия Гребенщикова «Почти забытый мир», выполненный гелевой ручкой и маркером.

– Это было очень неожиданно, конечно! – признался нам потом молодой автор. – Он указал на мои недоработки и сказал очень дельные, глубокие вещи, которые я обязательно учту.

Учёба для художников

В том, что молодежные выставки – это не только возможность показать себя, но еще и учеба, уверены мэтры сибирского искусства. Новокузнецкий живописец и график Александр Суслов, возглавлявший жюри «Аз.Арта» два года назад, приводит в пример молодую художницу Екатерину Чепис, которая участвует в биеннале с 2007 года, а сейчас является одной из главных фигур большого выставочного процесса в Сибири в том числе благодаря полученному здесь организационному опыту.

– В самом начале пути на первых двух «Аз.Артах» я стала лауреатом, что было для меня большим достижением и дало мощный старт, – говорит Екатерина. – Еще я не пропустила за эти годы ни одного открытия, потому что это и радость встреч и просмотра выставки, и узнавание новых имен, которые появляются каждый раз.

В этом году вопросы художественного образования и самосовершенствования вышли на первый план. Академик РАХ новосибирский художник Вадим Иванкин сообщил молодым авторам о возможностях стажировки в творческих мастерских академии в Красноярске:

– Набираются только три живописца, три скульптора и четыре графика. Творческие мастерские – уникальная возможность реализовать ваши планы. В течение трех лет вы можете заниматься только искусством. На это время стажеру предоставляются стипендия, индивидуальная мастерская и служебная квартира. Главный пункт в анкете – та творческая идея, которую вы хотите реализовать, и портфолио из 15 – 20 работ.

Состояние образования обсуждали и на состоявшемся 16 марта круглом столе, в котором участвовали ведущие художники и искусствоведы. «Художественные вузы переведены на бакалавриат, что подкосило профессиональное образование. Это болевая точка, которую нам уже не исправить, и каждая следующая молодежная выставка будет хуже предыдущей, – считает Наталья Сысоева. И предлагает выход: – Где раньше воспитывались наши мэтры? На творческих дачах, общаясь с великими мастерами. И если Академия художеств, Союз художников через систему грантов и какие-то программы начнут формировать после таких региональных выставок потоки на еще существующие творческие дачи, мы получим совершенно другой результат».

Говорили в этот день о состоянии местных школ, о важности жесткого отбора на выставку и, наоборот, о демократичности. И, конечно, о том, как нужно Барнаулу большое выставочное пространство, в котором можно было бы разместить эту огромную конкурсную экспозицию целиком.

С примерами и слайдами

Впервые организаторы «Аз.Арта» предусмотрели большую программу лекций, мастер-классов и творческих встреч. 17 марта в Выставочном зале музея «Город» прошла первая лекция-экскурсия культуролога Лидии Рыжовой, собравшая неожиданно много зрителей.

– Я занимаюсь искусством с точки зрения его социальной стороны и буду вам сегодня рассказывать не о том, что молодые художники хотели сказать в своих картинах, а о самих авторах, – предупредила Лидия. – Пусть каждый потом выберет самостоятельно свой маршрут по экспозиции в зависимости от работ, которые вас заинтересуют. Еще я вам советую запомнить понравившихся авторов, найти их в соцсетях и выразить респект лично – им это будет очень приятно, поверьте мне!

Лидия сообщила о важных тенденциях, определяющих лицо сибирской живописи (существование кафедр монументального искусства, интерес к реализму и социальной проблематике, переход уличных художников в разряд станковистов). 

А затем с примерами и слайдами рассказала о характерных чертах работ, которые присылают на «Аз.Арт» из разных регионов: где-то сильно влияние выдающегося местного художника, где-то работает мощный вуз. В работах из Омска выражена религиозная тематика, томичи любят жанр городского пейзажа, иркутяне находятся под влиянием монументальной живописи и так далее. 

Вторая лекция Лидии, посвященная сибирской графике, состоится 28 марта в музее «Город» на проспекте Ленина, 4.

Фоторепортаж
Блоги