Одним из лучших в России признан детский сад Рубцовска

19:34, 08 ноября 2021г, Образование 1284


Рубцовский детский сад признан одним из лучших в России.

Впервые в истории Всероссийского конкурса «Лучший инклюзивный детский сад» учреждение из Алтайского края вышло в финал и победило в одной из номинаций.

Чем раньше, тем лучше

Детский сад № 57 «Алёнушка» не упускает возможности поучаствовать в конкурсах. Грамот и дипломов не счесть. А этот и вовсе по профилю. К слову, его вершину учреждение штурмует уже в третий раз, год от года нарабатывая опыт.

– Наш детский сад довольно давно работает в этом направлении, – рассказывает заведующая, почетный работник общего образования РФ Ольга Такмакова. – В составе групп имеются две компенсирующей направленности – для детей с тяжелыми нарушениями речи. В процессе занятий мы увидели, что с раннего возраста у малышей присутствуют некоторые особенности, которые впоследствии приводят к такому диагнозу. И мы решили начать работу по раннему выявлению 
и оказанию помощи.

Сегодня здесь 290 воспитанников, из них 30 – в группах компенсирующего развития, а 11 особенных детей посещают совершенно обычные.

Свои кадры

В «Алёнушке» большое внимание уделяется кадрам. Здесь сконцентрированы, пожалуй, лучшие дошкольные педагоги города. Например, воспитателем одной из инклюзивных групп является победитель муниципального этапа краевого конкурса «Воспитатель года – 2021» и победитель регионального этапа в номинации «Педагогическое кредо» Любовь Рыбалко.

Дефицитного педагога-дефектолога и учителя-логопеда здесь вырастили сами, можно сказать, с пеленок. Марина Коренева – выпускница этого детского сада.

– В нашей работе ничего необычного нет, – считает она. – Нужно любить всех детей и уметь чувствовать себя с ними на одной волне. Ребятишки с ОВЗ такие же ласковые, добрые, открытые, любознательные. Просто им нужно немножечко больше времени и внимания, чтобы они осваивали программу.

Игра на улучшение

Игра – основной метод, которым специалисты пользуются в своей работе. В игровых моментах развиваются внимание, память, мышление, преодолеваются какие-то трудности. Детский сад посещают воспитанники с нарушениями зрения, слуха, задержкой психического развития. Для каждого составляется индивидуальная программа.

– Самое важное, что ребятишки с ограниченными возможностями здоровья ходят в общеразвивающую группу. Они находятся среди обычных деток, взаимодействуют с ними, учатся коммуникации, посещают все праздники, наравне с остальными участвуют в конкурсах, – говорит Марина Коренева.

Но главное – результат. А он, по словам специалиста, таков: у ста процентов ребят с речевыми нарушениями наблюдается прогресс, у большинства все выправляется, и они идут в общеобразовательные школы. Дети с задержкой психического развития тоже могут отправиться в обычную школу, но для них там разрабатывается отдельная программа.

Конечно, из-за особенностей ребенка зачастую невозможно полностью избавить его от проблемы, однако оставлять без помощи нельзя.

Дари добро

Инклюзивное образование трудно переоценить и в плане нравственного воспитания.

– Воспитанники в тех группах, где есть дети с особенностями, становятся добрее, хотят помочь. Они воспринимают их как равных среди равных, ничем не выделяют, – отмечает заведующая. – Некоторые родители поначалу возмущались присутствием таких детей в группах. Сейчас ситуацию мы переломили, и взрослые по большей части с пониманием относятся и не видят ничего особенного. Это очень хорошо, потому что в обществе должно быть место всем. И кто знает, кто более нормален: тот, кто имеет какие-то особенности, или те люди, которые считают себя таковыми.

Пример ровесников

У Татьяны Байдиковой в этот детский сад ходит дочь. Группа обыкновенная, но ребенок с особенностями в развитии. Логопед, психолог отдельно уделяют внимание девочке. Мама рада, что занятия именно тогда, когда дочка находится в садике, и не нужно специально посещать их.

– Еще этот сад выбрали потому, что у ребенка есть возможность пребывать в обществе обычных детей. До этого ходили в коррекционный детский сад, там ребятишки с более серьезными диагнозами. А дети подражают тем, кто находится рядом с ними. Здесь же перед глазами пример обыкновенных детей. Это очень большой плюс. За три года улучшилась речь ребенка, – отмечает мама.

Расширение диапазона

Второй год в «Алёнушке» ведется работа со слабовидящими детьми. В профилактических целях воспитатели используют офтальмотренажеры, определенные приемы, пособия для того, чтобы предотвратить либо не допустить дальнейшего развития нарушения зрения.

В 2020 году рубцовский детский сад стал региональной консультационной площадкой. К прошедшим дополнительное обучение специалистам обращаются родители со всего Рубцовского образовательного округа, но могут это сделать вообще с любой территории Алтайского края. А в текущем году – стажировочной площадкой Института развития образования им. А.И. Топорова в рамках курсов повышения квалификации «Эффективный руководитель». Учреждение щедро делится своим опытом в области инклюзивного образования.

В планах – открытие еще одной специализированной группы, чтобы охватить как можно больше детей с проблемами в развитии.

Вот это уровень!

С таким багажом коллектив уверенно вышел на всероссийский уровень. В этом году в конкурсе «Лучший инклюзивный детский сад» приняли участие представители 63 регионов. К участию во втором этапе допустили 20 детских садов. Впервые в истории конкурса, а он проводится в восьмой раз, учреждение из Алтайского края вошло в эту двадцатку. Рубцовчане достойно представили проект «Равные среди равных». Жюри оценило труд дипломом победителя в номинации «Лучшие образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья».

– И мы очень рады, что Алтайский край и наш любимый город Рубцовск прозвучали на всероссийском уровне, – говорит Ольга Такмакова. – Мы, наверное, еще не совсем поняли, какого уровня наше достижение, но шли к этому целенаправленно. Мы действительно хотим, чтобы проблемы детей, которые имеют другие образовательные потребности, были услышаны на всех уровнях. Чтобы для них улучшались и условия пребывания, и кадровое обеспечение, и чтобы эти дети получали максимально возможную помощь на дошкольном этапе. Потому что тогда у них выше шанс пойти в общие классы школы и получить полноценное развитие личности.

Фото автора.

Фоторепортаж
Блоги