Реально ли сэкономить и где кроется подвох в скидочных акциях в преддверии Нового года

16:02, 21 декабря 2018г, Общество 1345


1
1

Переняв европейскую моду покупать в дни скидок и распродаж, наши соотечественники, и особенно соотечественницы, в преддверии Нового года и Рождества ринулись за покупками. Мы выясняли, реально ли на них сэкономить и где кроется подвох в скидочных акциях.

На собственном опыте

Работа не дает возможности часто бегать по магазинам, но вот что я успела заметить, появляясь пару раз в месяц в торговых центрах краевой столицы. Будь это Новый год, Рождество, 8 Марта, 23 февраля или просто любой другой ничем не примечательный день, надписи «Sale!» на витринах бутиков всегда присутствуют.

Самая главная приманка лично для меня – «две вещи по цене одной». Это как же можно пропустить? Была одна новая кофточка, а стало две. Для бутиков такая акция тоже выгодна – можно быстро реализовать модели уходящего года.

Правда, не всегда две кофточки по скидке лучше одной. Соблазнившись на новый фасон и модную цветовую гамму, приобрела вместо шерсти акрил. Через неделю он начал скатываться. Если бы была терпеливее, нашла бы и шерстяные изделия по скидке.

Еще один способ увеличить товарооборот в бутике – предлагать вдогонку к основной вещи всякую «мелочь». Например, покупаете вы брючки, а вам рекомендуют к ним носки.

– Берите носочки, – предлагает продавец. – 150 рублей за две пары, они же всегда пригодятся. Если возьмете, у вас на карте активизируются бонусы и вы получите 7 процентов скидки на всю покупку. И еще до конца декабря сможете что-то у нас купить с такой же скидкой.

Я как раз искала ребенку белые носочки для новогоднего спектакля. По одной паре не продавалось нигде в торговом центре, только микс из двух или трех разноцветных пар. Так что хочешь не хочешь, а брать пришлось. Не бегать же по всему городу ради одной пары носков! При этом обещанные бонусы – около 700 рублей, активированные на карте, не стали достижимее. Чтобы их потратить до Нового года, нужно скупить полотдела, ведь каждая покупка вычтет из суммы только 7 процентов бонусов.

Когда рассчитывалась за платье для новогоднего корпоратива, получила от продавца скидочный сертификат номиналом 500 рублей на приобретение в соседнем отделе сумочки и пары подарочных купонов для подруг.

– Подарите знакомым, если сами не воспользуетесь, – советовал продавец.

Так я бы знать не знала, что в соседнем отделе сумками торгуют, а тут заглянула, посмотрела на модели и цены. Все-таки 500 рублей на дороге не валяются.

Еще один скидочный прием – подписка на бутик в соцсетях.

– У вас скидка на джинсы есть? – спрашиваю я в одном из магазинов.

– Вообще-то, нет, но если вы подпишетесь на нас в соцсети, то будет, – говорит продавец, тут же подключив мой телефон к Wi-Fi.

Таким образом, об этом бутике узнают все мои подписчики. Магазин приобретет 300 потенциальных покупателей, а я неплохую скидку 25 процентов.

Еще один вопрос, который интересовал меня при покупках в торговых сетях: где продают хозяйственные товары, отчего одна большая бутылка, например, моющего средства стоит меньше, чем две маленькие, идентичные большой по весу? И почему именно на большую бутыль обычно объявляют скидки? Оказывается, все просто. Во-первых, упаковка стоит денег. Во-вторых, продавая большую бутыль, продавец экономит на таре, перевозке товара и т. п. В конечном итоге довольны и покупатель, и продавец.

В конце года большие скидки и в продуктовых магазинах, особенно на товар, у которого заканчивается срок годности. И здесь нужно держать ухо востро, чтобы не приобрести просрочку. Обычно на такие хитрости не идут федеральные сети, помня об объемах штрафов, которые могут за это получить. Стоит также задуматься над скидкой на дорогостоящие продукты, такие как красная икра. Цена не может упасть ниже себестоимости продукта.

С точки зрения маркетолога

Есть, конечно, маркетинговые ходы, суть которых мне, как и любому рядовому потребителю, не вполне ясна, поэтому за консультацией мы обратились к преподавателю маркетинга КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» Елене Мамаевой.

По словам Елены Викторовны, любые скидки должны быть выгодны не только покупателю, но и продавцу.

При этом выгода – это не только прибыль, но и своевременный товарооборот. Для продуктов питания он важен в связи с ограничением сроков годности, для других групп товаров – в связи с актуальностью марки, серии, года выпуска, модных тенденций.

Таким образом, для всех участников рынка важно продавать и покупать по выгодной цене, а также вовремя.

Потребители часто встречаются в магазинах с инструментом маркетинга – стимулированием продаж, скидкой.

Скидки без всякого повода не бывает. Если нет связанного с ней события, то она может предоставляться постоянным клиентам для их удержания, в случае большого объема покупки – для его поддержания.

Самые популярные – сезонные и событийные скидки

Событием для торговли могут стать праздники, когда больше продаётся соответствующий товар (к Пасхе, Новому году и т. д).

Значимое событие – конец финансового года. О нем думают уже в ноябре и начинают стимулировать продажи скидками, ликвидациями, распродажами. Так как конец финансового года совпадает с преддверием Нового года, то на этот период приходится пик покупательского интереса, точка максимального спроса и, соответственно, максимального предложения.

Рынок переполнен, и продавцам ничего не остается, как выделяться в конкурентной борьбе за счет более привлекательной цены.

Но не нужно забывать, что это должно быть им выгодно. Работать в убыток бизнес не может, экономический эффект заключается либо в марже с единицы товара, либо с объема проданного товара.

Возникает вопрос: когда продавец объявляет 50-процентные скидки, что это значит фактически? Ответить можно используя простой пример. Если закупочная цена блузки – 1000 рублей, то к ней прибавятся издержки на транспортировку, рекламу, а также желаемая или планируемая прибыль. В среднем такая блузка будет стоить не меньше 3000 – 3500 рублей. Максимальная скидка на нее может быть не более 30%. Кстати, реальная цена блузок, произведенных в России, в интернет-закупе – 
350 – 500 рублей. Тогда их цена на рынке – 1500 – 1700 рублей.

Китайские товары в закупе дешевле, но так как к стоимости товара прибавляются таможенные и транспортные расходы, чтобы получить прибыль, их продают с накруткой до 200 – 300%.

– Нельзя сказать, что продавцы нас, потребителей, обманывают. По крайней мере, не всегда. Просто в один момент они зарабатывают на продажах больше, в другой – меньше, – считает Елена Мамаева.

Правда, встречаются и недобросовестные продавцы, которые занимаются ценовой манипуляцией. Например, стоил товар 200 рублей. А в 50-процентной распродаже на ценнике пишут итоговую цену 142 рубля, рядом указана предыдущая цена 280 рублей. Новогодний ажиотаж снижает внимательность покупателей. Некогда просчитывать, держать в памяти предыдущие цены на огромное количество товаров.

Рекомендации покупателям, спешащим на новогодние распродажи, в этом случае всегда похожи. Предварительно сделайте список покупок, которые вам необходимы. Лучше заранее продумать, какие подарки будете приобретать, выясните категорию товара, которая вас интересует, и его ценовой диапазон.

Если хотите отправиться за продуктами, определитесь со своим средним чеком, то есть сколько вы можете себе позволить тратить в месяц, и разделите на 30. Так вы будете знать максимальную сумму, которую сможете потратить, если даже заходите в магазин раз в три дня.

Фоторепортаж