Старший друг: в барнаульских центрах помощи семье и детям реализуется социальный проект «Наставничество»

07:37, 26 декабря 2022г, Общество 1077


Старший друг: в барнаульских центрах помощи семье и детям реализуется социальный проект «Наставничество» Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В трех барнаульских центрах помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей, почти два года реализуется социальный проект «Наставничество» в партнерстве с благотворительными фондами «Солнечный город» и «Открывая горизонты» при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края.

Суть его в том, чтобы взрослый волонтер становился другом ребенку, который растет без родителей, поддерживал его в различных жизненных ситуациях, помогал адаптироваться к взрослой жизни после выпуска. Журналисты «АП» побывали в одном из центров, где работает проект.

«Она мне как сестра…»

Когда 15-летняя воспитанница Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4 Анастасия встречает свою наставницу Елену, это выглядит так, будто увиделись две сестры. Они доверительно беседуют о чем-то как родные люди.

Настя в центре помощи с 2018 года. Вместе с ней в учреждении старший брат и младшая сестра. Но, по словам девочки, ей все равно иногда бывало одиноко…

– Когда я познакомилась с Леной, стало намного легче, – поделилась с нами Настя. – С ней обо всем можно поговорить, посоветоваться. Она помогла мне исправить оценки по математике. Чувствую ее поддержку. Лена мне как старшая сестра или очень близкая подруга.

По словам Елены Жилкиной, решение стать наставником она приняла в один момент. Увидев рекламу в лифте, перешла по указанной ссылке, заполнила анкету...

– В душе у меня всегда было желание как-то помочь детям, которые остались без родителей, не хватало, может быть, толчка какого-то, чтобы сделать этот шаг, – говорит Елена. – Когда отправила анкету, со мной связался психолог, мы начали общаться. Пришла на первую встречу наставников, затем последовало обучение. Быстро собрала все документы. Не знала, какого ребенка мне дадут, и очень сильно волновалась перед встречей. Когда 10 июня я познакомилась с Настей, была так рада! Нам дали время поговорить наедине, мы сразу нашли общий язык. С этого же дня началось тесное общение. Мы постоянно на связи в мессенджере и встречаемся регулярно. Это дорогого стоит. Я для себя много чего нового открыла, стала иначе смотреть на мир.

За помощью к наставнику Настя обращается по самым разным поводам, начиная от потребности обсудить какое-либо событие в школе и заканчивая сугубо бытовыми вопросами. Темой разговора становятся как радостные, так и неприятные моменты жизни подростка. Настя просит совета, как поступить в той или иной ситуации.

«Видеть гораздо больше»

Для другой наставницы, Елены Титуниной, подопечными стали братья Никита и Миша, оба они в этом году выпустились из детского дома. Но старший друг продолжает помогать им, как и было предусмотрено изначально.

– Мне давно уже интересна тема детских домов, – рассказывает Елена. – Под опеку ребенка брать – слишком большая ответственность. Своих детей нет пока, а значит, нет и опыта воспитания. Как еще можно взаимодействовать, я не знала. У меня был офис неподалеку, и я часто с тоской смотрела в окно на этот детский дом. А однажды увидела в Интернете рекламу о том, что ищут наставников. И сразу мне стало понятно, что делать. Ночью перед знакомством не могла уснуть, все прокручивала в голове, как это будет…

Когда Елена познакомилась с Никитой, узнала, что у него есть брат Миша, чуть помладше. Стала общаться с обоими подростками. Они разные по темпераменту. У Никиты широкий круг интересов, много друзей и даже есть девушка, а более замкнутый и стеснительный Миша больше нуждается в помощи наставника.

Елена работает в сфере туризма, она решила познакомить своих подопечных с этой увлекательной стороной жизни. По ее словам, за недолгое время их общения прошло несколько периодов в отношениях. Поначалу Никита часто отказывался от совместных визитов, так как был постоянно занят. А с Мишей Елена даже съездила в Горный Алтай.

– Поездка очень впечатлила его, – с улыбкой говорит наставница, – когда мы поднялись на гору, сказал: «Я что-то такое странное чувствую, мне так хорошо».

Затем было много интересных событий. Наставница и ее подопечные съездили в Москву на пикник, где общались с участниками проекта из других регионов. Организован он был благотворительным фондом «Открывая горизонты». У Елены и ее мальчишек оказались похожие интересы, в свободное время они побывали на футбольном матче. А ролик, который они сняли с Мишей в рамках конкурса «Сто тысяч на мечту», организованного БФ «Солнечный город», стал одним из победителей.

Но для Елены важно не только устроить ребятам что-то яркое. Вот, например, ленится иногда подросток идти на учебные пары. Как убедить парня, что это нужно делать, и при этом не настроить против себя, а доказать, что это необходимо ради его будущего.

– Надо быть готовым к тому, что ребенок не всегда будет вести себя так, как ты хочешь, – считает Елена, – поступать так, как укладывается в твою картину мира. Я не жду соответствия моим стандартам, ожиданиям. Но все же надеюсь, что в случае, когда мой подопечный окажется в сложной ситуации и ему понадобится помощь, он не поступит опрометчиво, а обратится ко мне, спросит совета… Наставникам, безусловно, хочется видеть отдачу. Другое дело, что она вряд ли появится быстро, но, думаю, в любом случае будет…

Точка опоры

Директор Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4 Ирина Просондеева с интересом включилась в проект «Наставничество». По ее словам, положительные результаты уже есть.

– Я не могу сказать, что воспитатели недостаточно занимаются с детьми или какие-то моменты упускают. Но наставник может уделить подопечному гораздо больше внимания, – говорит Ирина Геннадьевна. – Он способен дать оценку тем или иным событиям, посоветовать, как поступить, помочь в трудной ситуации. Иногда дети могут быть не согласны с той или иной позицией взрослых, у них нет возможности разобраться в этом. А с наставником они могут это сделать. Кроме того, для детей общение с ними – это дополнительная возможность познавать мир.

Как рассказала «АП» куратор программы, председатель Алтайской краевой женской общественной организации «Отклик» Светлана Чудова, пока проект реализуется в нашем регионе только в Барнауле. Создана 31 пара.

А стартовал он при поддержке БФ «Солнечный город» в 2014 году в Новосибирске, в 2017-м опыт был распространен в Красноярске и Иркутске, в 2018-м – в Перми, Томске, Нижнем Новгороде и Уфе, в 2019-м – в Калининграде, в 2020-м – в Иваново, Кирове, Оренбурге, Чите и Рязани.

– Стать наставником не так просто, – говорит Светлана Чудова. – На рекламу в Интернете, листовки, объявления по радио откликается много людей. Но, как уже показывает практика, из десяти пришедших на обучение, лишь один становится участником проекта. Это должно быть взвешенное, обдуманное решение. Важно, чтобы с подопечным появился доверительный контакт. И многим кандидатам в наставники приходится для этого поменять собственные психологические установки, что-то преодолеть, а с чем-то и смириться. После того как ребенок уходит из детского учреждения, наставники продолжают его сопровождать. Это очень важно.

Почему эти люди идут помогать осиротевшим детям? «Хочется оказать поддержку, помогать им развиваться, научить верить в свои силы», «очень хочется приносить пользу людям, особенно детям, в последнее время думала о благотворительности», «хочу стать другом и помощником для ребенка...» – такая позиция наставников многое объясняет.

И людей, стремящихся бескорыстно стать старшими товарищами для ребятишек, чтобы они не потерялись в сложной взрослой жизни, много.

Подробнее о проекте «Наставничество» и о том, как стать наставником, можно узнать на сайте https://nastavnichestvo.org и http://otklik22.ru.

Фоторепортаж