Шкилькин лог, «Голопузовка» и бердышко: в Алтайском крае назвали лучших юных краеведов

14:23, 24 мая 2024г, Общество 788


Фото: из архива музея 98 школы
Фото: из архива музея 98 школы

Победителей  конкурса  назвало компетентное жюри в Доме народов Алтайского края при подведении итогов   VII конкурса исследовательских работ «Традиции моего народа». Конкурс проводится с 2018 года при поддержке Правительства Алтайского края с целью укрепления единства многонационального народа через сохранение и распространение культурного наследия.

В 2024 году на конкурс поступило 62 работы,  в финал вышли 25 работ молодых исследователей. Целое созвездие победителей и лауреатов учатся в Барнаульской школе N 98, которая находится в селе Власиха. Под руководством педагога Ольги Царегородцевой  девочки увлеченно исследуют историю своего села и школы, ходят в экспедиции, изучают архивные документы, общаются со старожилами. Исследуют  жизнь народного просветителя  Василия Штильке, который жил во Власихе в доме родителей.  Кажется, они знают о своем селе все – от топонимов до наличников старинных домов.  Они стремятся доказать,  школа в их селе стараниями Штильке стала первой в Барнауле.

Девятиклассница Пелагея Антипова изучила много источников, архивных документов:

- Упоминание о том, что во Власихе уже в 1892 году была школа грамоты, я нашла в Справочной книге по Томской Епархии. Там даже было указано имя учителя – Тимофей Еремин. И размер его годового жалованья – 150 рублей.  Я нашла немало документов, где упоминается  факт выделения под школу земельного участка и имена некоторых учителей.  Кроме того, опираюсь на  исследования Рыловой. Они тоже  однозначно, подтверждают тот факт, что школа в селе Власиха была открыта именно Штильке (в Приложении есть  копия конкретной страницы). На какие деньги было построено здание школы  (предполагаем, что по опыту строительства других сельских школ - средства были собраны крестьянами)- пока только гипотезы, будем работать дальше.   Нашим активным исследованиям покровительствует  и проявляет  заинтересованность директор  школы N 98   Татьяна Геннадьевна Ряполова».

Фото: из архива музея 98 школы фото
Фото: из архива музея 98 школы
На новые исследования девушек вдохновляет как научный азарт, так и личность самого  Василия Штильке. Они  ежегодно посещают его могилу   в Нагорном парке и возлагают цветы.

А Пелагея Антипова посвятила ему стихотворение:

«XIХ   век на исходе,

прорезает Транссиб Сибирь

А во  Власихе, в  скромном доме

школы первой  зажжен фитиль.

Просвещенец,   сподвижник -  Штильке

учит грамоте  ребятню.

И читают крестьянские дети 

АЗ и Буки по  букварю.

Не вместить всех желающих в доме,

к свету тянутся  души ребят

Нужно строить во Власихе школу, 

да не всяк раскошелится рад.

Но услышано слово  Штильке, 

деньги собраны, школе быть!

И взялись   мужики  деревенские

Детям  школу своим   срубить…»

Полина также проштудировала  книгу приказов по школе за военные годы. Там было немало любопытного. Например, такой факт. Учитель военной подготовки самовольно прекратил вести уроки и за это  оказался в тюрьме за 4 месяца. Мальчишку, который принес в школу жгучий перец  и измазал лица одноклассников, на два года исключили из школы.

Фото: из архива музея 98 школы фото
Фото: из архива музея 98 школы
Девочка мечтает поступить на истфак АлтГУ и стать профессиональным историком. Еще одна юная исследовательница, отмеченная по итогам конкурса - Таня Коркина. Она  написала на конкурс   работу  "Село Власиха в начале 20 века":

-  В ходе экспедиций мы узнали множество фактов, позволяющих погрузиться в события того времени. С помощью анализа метрических книг и сельскохозяйственной переписи нам удалось подтвердить уже существующую информацию и получить много новых сведений.  Мне нравится анализировать судьбы людей, которые жили в том же месте, что и я, но в другое время. Судьба каждого жителя уникальна, и возможность сохранить память о них для меня очень важна. Я занимаюсь изучением истории, чтобы расширить свой кругозор и популяризировать малоизвестные истории моего села.

Много интересного можно узнать, анализируя раздел "О бракосочетавшихся". Было обнаружено 5 браков, где жених и невеста носили одинаковые фамилии. Также была зарегистрирована свадьба, где невесте было всего 17 лет, а она вдова.  При анализе раздела "О родившихся" была встречена запись о рождении "подкидыша". У Юлии были указаны дата крещения и восприемники, а в графах "дата рождения" и "родители" стояли прочерки. Попалось инткересное имя – Иулиания.

Алеся Пименова  изучила топонимы своего села. Есть там речушка, скорее, местность вокруг водоема -  Шкилькин лог. Там  была  дача родителей  Василия  Штильке, которая и дала название микроорониму:

«Однако, в силу возраста и особенностей речи, старожилы упоминают его не как Штилькин, а Шкилькин лог. Такой вариант написания и был нами зафиксирован. Это единственный микротопоним, который был отмечен на карте.  Главная улица Власихи – Мамонтова раньше называлась  Голопузовкой:  Это был  бедный район, у крестьян часто не было даже нормальной одежды, их дети буквально бегали с "голым пузом", что и дало название данной местности.

Улица Партизанская когда-то называлась Пердуновкой. Здесь  собиралась молодёжь на посиделки - товарочки, вечерки. И  в один из таких вечеров кто-то оконфузился, так появилось и закрепилось данное название».

Фото: из семейного архива Грудициных фото
Фото: из семейного архива Грудициных
Учащаяся Тальменского технологического техникума Елизавета Грудцина заняла второе место в номинации  «Этнография и народное творчество». Она из большой и дружной семьи Грудциных, о которой несколько лет  назад  писала «Алтайская правда».  Лизу родители удочерили, и мама привила ей интерес к народному ремеслу,  ткачеству на бердышке. Это такой древний инструмент, вид гребня.   Девочка освоила его,  не первый раз участвует в различных конкурсах, представляя браслеты, пояса, сумочку в технике ручного ткачества. Последнее изделие - это портупея.

Ирина Грудцина:

«Всё началось с нашего семейного музея, для которого мы изготавливали экспонаты, но теперь занимаемся с Лизой для себя, для души. У нас в семье семеро детей,  учащихся школы и техникума, все разные, кто-то занимается спортом, кто-то рисует, поёт и танцует, но ткачеством, где требуется усидчивость, терпение, занимается только Лиза. Девочку  мы удочерили. Задатки были, усидчивость, упрямство, желание чего-то достичь самой. Когда я начинала ткать, Лиза проявляла живой интерес. Моё бердышко (инструмент) я делала сама, Лиза посмотрела и тоже сделала себе сама, немного корявенько, но работать можно. Также, параллельно со мной, научилась рассчитывать узор, сновать нити и заправлять бердышко.

Первые ее работы были, конечно, неказистые, но Лиза не бросала, исправляла ошибки и оттачивала мастерство. Иногда, чтобы исправить ошибку, нужно разобрать много рядов и ткать заново. Это очень кропотливая работа…»

Дети помогают маме и в домашнем музее, и в экоусадьбе. Эти объекты каждый год привлекают туристов и экскурсантов.

Член жюри кандидат исторических наук Наталья Грибанова дала высокую оценку конкурсным работам участников:

«Мы увидели большое разнообразие работ: были и творческие проекты, и настоящие научные исследования, и просветительские проекты. Хочу выразить вам огромную благодарность за то, что вы делаете, и пожелать, чтобы вы не прекращали эту работу, чтобы продолжали ее несмотря на то, что появляются новые интересы, планы могут меняться. Потому что  вы дополнительно получаете огромный опыт: исследовательский, поисковый, аналитический, который вам пригодится по жизни. Кроме того, это опыт работы в коллективе, опыт работы с преподавателем, опыт выступления перед аудиторией и так далее. Это такой большой и ценный багаж, который по жизни будет вам нужен».

Фоторепортаж