Союз строителей Алтайского края направил письмо губернатору Виктору Томенко

16:35, 04 июня 2021г, Недвижимость 1447



Фото Андрей КАСПРИШИН

На этой неделе Союз строителей Алтайского края направил письмо губернатору Виктору Томенко с просьбой помочь разрешить критическую ситуацию, которая сложилась в строительстве социальных объектов. Мы попытались разобраться в ее причинах.

В глубоком минусе

«В настоящее время подрядчики отказываются от участия в аукционах на строительство бюджетных объектов. Так, за пять месяцев текущего года из 12 прошедших крупных аукционов не состоялось семь на общую сумму 1189 млн рублей, в том числе на строительство пристройки к лицею в городе Барнауле, школы в с. Боровиха, спортивного зала в с. Леньки, на капитальный ремонт Заринской ЦРБ и других. Кроме того, подрядчики, уже работающие по государственным контрактам, заявляют о невозможности продолжения строительства из-за убыточности проектов. Одна из основных причин такой ситуации – несоответствие сметной стоимости строительства бюджетных объектов в нашем регионе реальным расходам. По расчетам, представленным генподрядчиками в региональный Минстрой, дефицит средств на уже строящихся объектах составляет порядка 30–40%», – сообщается в письме.

Проблема несоответствия цен контрактов реальным затратам на их исполнение возникла не сегодня. По словам председателя Союза строителей Алтайского края Александра Мишустина,  последние пять лет крупные строительные организации неохотно занимаются возведением социальных объектов. Раньше этот вопрос решался так: крупные застройщики жилья в своих кварталах строили себе в убыток детские сады и школы, привлекая тем самым дольщиков и на этом зарабатывая.  Однако есть компании, которые возводят в основном школы, детсады и больницы,  и им покрывать свои убытки нечем.

Ситуация обострилась после резкого роста затрат на строительные материалы. По данным НОСТРОЙ, в 2021 году сортовой металлопрокат подорожал на 80%, оцинковка – на 100%, кабельная продукция – на 40%, газобетонные блоки – на 30%, фанера – на 50% и т. д.

Гендиректор компании «Жилищная инициатива» Юрий Гатилов считает, что сегодня на социальные объекты идут только мученики. «Если внимательно считать эти контракты, то они убыточные», – уверен предприниматель.

Руководитель ООО «Новострой» Игорь Новиков признался, что по ряду объектов его компания ушла в глубокий минус. Так, перерасход запланированной сметы по школе в Ларичихе составляет 150 млн рублей, по детскому саду в Рубцовске – 110 млн.

Главный инженер ООО «Селф» Александр Жокин отметил, что в госконтрактах не учтены затраты на подключение к инженерным сетям и строители вынуждены их обслуживать, пока не будет сдан объект, а это занимает несколько месяцев.

По мнению Жокина, в государственных подрядах занижена стоимость работ. Сегодня уже не найдешь каменщика, который бы за 2 тысячи рублей изготовил куб кирпичной кладки.

Так, может, приглашать подрядчиков со стороны? Мишустин не думает, что на сегодняшних условиях социалку в Алтайском крае будут создавать инорегиональные строители. Уже были случаи, когда они, не доделав, бросали объект. Его приходилось доводить до ума местными силами.

Позиция властей

Замминистра строительства и ЖКХ края Игорь Спивак не отрицает, что низкие расценки негативно отразились на строительстве социальных объектов. Некоторые проекты еще на этапе проведения экспертизы находились за чертой прибыльности. Однако чиновник отмечает, что стоимость контрактов напрямую зависит от нормативов, которые одобряются на федеральном уровне.

«С 2019 года региону утверждаются Минстроем РФ индексы удорожания строительных работ. Это не покрывает наши желания, хотя за полтора года стоимость объектов выросла в среднем на 30%, – говорит Спивак. – На второй квартал 2021-го тоже утверждены индексы по росту затрат. Но и они не покроют разницу между расчетной и рыночной ценами».

Он рассказал, что Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве ежедневно проводит мониторинг цен, направляет их в Минстрой России для формирования федеральной информационной системы. Но зачастую производители и поставщики строительных материалов и оборудования не дают государственным сметчикам официальной информации о ценах. Поэтому трудно заложить в сметы реальные затраты.

Замминистра считает, что для будущих контрактов еще можно как-то увеличить цену, а для действующих закон вообще не позволяет менять условия. И с учетом того, что в крае строятся сотни социальных объектов, эта проблема носит масштабный характер.

«Было бы наивно предполагать, что ситуация рассосется самостоятельно, поэтому мы неоднократно направляем материалы в Минстрой России, последнее письмо было за подписью губернатора, – рассказал Спивак. – Федеральное ведомство подготовило законопроект, который направлен в Госдуму. Он позволяет менять цену контракта в случае роста затрат». 

Директор КГКУ «Единый стройзаказчик» Александр Котельников уточняет, что правительство не смогло удержать цены, но зарегулированная сфера госзаказа не может быстро меняться.

Он сообщил, что Алтайскому краю дифференцировали индексы по разным направлениям затрат. Это позволит несколько увеличить цену новых контрактов, которые только еще будут проходить госэкспертизу.

«Но главное – что делать с текущими объектами? Это вопрос вопросов.  Тот проект постановления Правительства РФ, который сопровождает проект закона, нас не впечатляет. Мы не понимаем, как менять цену, не знаем, когда закон будет принят. Но благодарны подрядчикам, которые понимают свою ответственность и не бросают строительство объектов. Верят нам на слово, что в конце года мы этот вопрос решим», – высказался Александр Котельников.

Предложения подрядчиков

Зато гендиректор СРО «Алтайские строители» Зинаида Герасимович понимает. По ее словам, Минстрой РФ предлагает внести поправки в закон о госзакупках 44-фз, чтобы каким-то образом учесть в цене удорожание материалов. Но этот законопроект задерживается, так как Минфин и Минстрой РФ дают разъяснение, что в рамках существующего законодательства (статья 95, 44-фз) возможно изменить цену контракта, если возникли независящие от сторон обстоятельства, по которым работу нельзя выполнить. В этом случае можно изменить цену до 30%. Но решить этот вопрос без разрешения правительства региона и местных администраций заказчик не может.

«У нас с заказчиками одна цель – исполнение контракта в срок и качественно, но работа должна быть рентабельной для исполнителей», – подчеркивает гендиректор саморегулируемой организации.

Чтобы убрать необоснованные затраты строителей на содержание объекта, Герасимович предлагает четко зафиксировать в контракте ответственность заказчика и подрядчика на каждом этапе.

В свою очередь Мишустин отмечает, что Союз строителей Алтайского края неоднократно обращался в региональное профильное министерство с предложением включить затраты на антиковидные мероприятия в сметы, просил использовать новую методику Минстроя РФ по определению сметной стоимости, выступал и с другими предложениями. Однако новые объекты, выставляемые на аукционы, не пересчитаны с учетом новой методики.

Владельцы строительных компаний надеются найти решение своих проблем у губернатора. В противном случае они, чтобы не обанкротиться, планируют разорвать госконтракты.

Из письма губернатору

«У строительного сообщества Алтайского края есть опасения, что невмешательство краевых властей в ситуацию приведет к крайне негативным последствиям для региона:

  • приостановка строительства уже начатых бюджетных объектов;
  • несостоявшиеся аукционы на строительство и ремонт объектов в рамках КАИП 2021 года;
  • неосвоение в рамках краевой адресной инвестиционной программы бюджетных средств, в том числе федеральных, и, как следствие, сокращение финансирования из центра в последующие годы;
  • банкротство строительных организаций;
  • снижение объемов производства строительных материалов;
  • сокращение доходов краевого бюджета;
  • увеличение безработицы (каждое рабочее место в строительстве образует 6–7 рабочих мест в сопутствующих отраслях);
  • снижение средней заработной платы в регионе.

Учитывая вышесказанное, главная задача на сегодня – выработать четкий план действий, не допустить возникновения недостроев бюджетных объектов, предотвратить банкротство строительных подрядных компаний. Достижение этих целей возможно при консолидации усилий власти и строителей».

Справка

По данным Минэкономразвития края, в этом году запланировано закончить 88 проектов краевой адресной инвестиционной программы (КАИП), на которые предусмотрено 2,3 млрд из краевого бюджета. Не готовы к проведению закупочных процедур 56 объектов.

Новости