Театры Алтайского края завершают сезон

20:00, 06 июня 2019г, Культура 2200


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В театрах региона завершается сезон. Последней премьерой в краевой столице стала чрезвычайно эффектная пластическая драма «Бойцовский клуб» по культовому роману Чака Паланика.

Манифест поколения

Судя по реакции первых зрителей, новый спектакль режиссера Максима Соколова и хореографа Екатерины Культиной определенно стал событием. А в Молодежном театре Алтая говорят, что никогда не видели в зрительном зале такое количество мужчин в возрасте чуть за тридцать – едва ли не каждый третий! (Все-таки театр у нас считается специфически женской историей, куда зрители-мужчины попадают в качестве спутников.) Впрочем, именно для этой аудитории и готовил свою постановку петербургский режиссер.

«Текст Паланика мы превратили в манифест, посвященный поколению 30-летних. Это поколение неслучившихся героев. Детей, которых бросили отцы. И они пытаются существовать в зажиревшем обществе потребления» – так вкратце объясняет свою идею Максим Соколов, добавляя, что книга и его спектакль вовсе «не о зверствах».

Насчет книги, наверное, можно поспорить, а вот спектакль и правда о другом. О человеке, увязшем в рутине, утратившем (если вообще когда-то понимавшем) смысл своего существования. О попытке вырваться за рамки чужих ожиданий и приблизиться к настоящему себе. Кстати, чтобы узнать в спектакле свою жизнь и свою подспудную боль, совершенно необязательно быть тридцатилетним мужчиной. Но стоит признать, что именно с этим зрителем барнаульские театры давно не разговаривали столь откровенно.

Главный герой, обычный клерк по имени Джек (его играет Дмитрий Борисов), встречает таинственную личность – харизматичного Тайлера Дёрдена (Александр Савин), под его влиянием решает порвать со своей вполне буржуазной жизнью и идти по пути саморазрушения, достичь самого дна. Кто читал Паланика (или видел экранизацию Финчера), знает, что Тайлер лишь плод болезни, диссоциативного расстройства личности главного героя. Впрочем, в спектакле это метафора, как и масса других сюжетных подробностей.

Действо разбито на условные главы, названия которых высвечиваются на проекционном экране позади сцены: «Ты – не твоя семья», «Ты – не твои проблемы», «Ты – не твоя работа», «Ты – не тот, кем себя считаешь». Собственно, проекционный экран и шведская стенка – единственная декорация. Еще вдоль этой стенки сидят рядочком фигуры в человеческий рост, одетые в черное, в надвинутых на лица капюшонах. Ровно так же выглядят вначале почти все мужчины в спектакле – одинаково одетые, рыхлые и неловкие из-за специальных толщинок под костюмами.

Для одного эпизодического персонажа – противного босса главного героя – создали целый «голый» костюм толстяка. И «вылупление» артиста из горловины этой рыхлой туши – один из самых потрясающих пластических эпизодов спектакля: он не только очевидно отсылает к процессу появления изящного насекомого из жирной личинки, но и напоминает о босховских монстрах, пожирающих грешников.

Что представляется отдельно значимым для сценической версии этой очень мужской книги – женское присутствие в спектакле режиссер не ограничил фигурой Марлы Сингер – любовницы Тайлера и заклятого врага Джека (ее играет Юлия Юрьева). Здесь есть яркая работа Ксении Кепп, сыгравшей Внутреннее животное, и потрясающая Рассказчица (Любовь Хотиёва) – то сочувственная медсестра, то суровый тренер, то расхристанная отчаявшаяся душа.

Нетипичные награды

Свои итоги подвело и Алтайское отделение Союза театральных деятелей России, наградив дипломами и премиями исполнителей лучших ролей.

Как сообщила заместитель председателя краевого отделения СТД Ольга Казаковцева, театры сами предлагают свои кандидатуры во всех номинациях, но члены правления организации тоже могут вносить свои предложения.

По итогам голосования лучшей женской ролью первого плана признали работу Анастасии Южаковой в спектакле театра драмы им. В.М. Шукшина «Время женщин». Лучшую мужскую роль первого плана сыграл заслуженный артист России Валерий Лагутин в спектакле МТА «Русская народная почта».

По словам Ольги Казаковцевой, в этом году необычно распределены две именные награды. Так, премией имени народной артистки Светланы Талалаевой наградили трио актрис из спектакля «Время женщин» – Надежду Царинину, Любовь Сорокину и Татьяну Королёву. Премию имени народного артиста России Дементия Паротикова также получил коллектив – участники патриотического спектакля «Богатырь Степан Ромашкин» театра кукол «Сказка».

Не забыты и муниципальные театры края. Среди награжденных – артисты Рубцовского драмтеатра Виктория Зяблицкая, Сергей Волобуев, Павел Фролов и Лидия Ставицкая, а также артисты Бийского драмтеатра Юрий Пашинин, Анастасия Самсонова, Артём Фоменко и Людмила Семёнкина.

Поучиться у Театра Наций

Формально сезон закрыт, но работа в муниципальных театрах на самом деле продолжается.

Бийский драматический театр в июне будет показывать школьникам, отдыхающим в летних лагерях, свою новую сказку «Кот Леопольд». А в конце месяца приедет Театр Наций, чтобы провести с артистами творческую лабораторию, результатом которой станут два эскиза спектаклей. По словам директора бийской драмы Ольги Малявиной, ведущий московский театр организует для творческих работников театра настоящую интенсивную учебу, сама возможность которой для них очень почетна.

– В завершившемся 132-м сезоне благодаря субсидии в рамках проекта «Театры малых городов» мы смогли пригласить режиссера Сергея Бобровского из Липецка, он поставил у нас спектакль «Очень простая история», тепло принятый зрителями, – говорит Ольга Малявина. – Бобровский – не чужой человек для Бийска, раньше он был нашим главным режиссером, и вот спустя десять лет удалось вновь пригласить его на постановку. А в августе благодаря новой субсидии он поставит у нас спектакль «Ночь перед Рождеством» по Гоголю, которым мы будем открывать новый сезон.

Еще одна премьера сезона – спектакль москвички Виктории Печерниковой «Фантазии Фарятьева» отобран для участия в основной программе фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция-2019», который пройдет в Москве с 9 по 16 сентября.

В обновлённый дом

Рубцовский драматический театр последнее время живет под знаком масштабной реконструкции своего здания 1927 года постройки. Детские спектакли играют во временном помещении на сотню зрителей в бывшей библиотеке, вечерние постановки – на клубных сценах города.

– Ремонт близится к финалу, – рассказал нам директор театра Станислав Спивак. – Наше здание – памятник истории и культуры, менять его облик запрещено законом. Зато полностью поменяются машинерия, штанкетное хозяйство, подъемные механизмы, которые раньше приводились в действие вручную. Единственное, что останется, – поворотный круг сцены. Заказаны новые зрительские кресла. Проведена перепланировка малого зала – он и раньше существовал, но все было сделано кустарно, собственными силами, а сейчас там строятся сцена, зрительские ряды.

Еще отремонтированы гримерки, приобретено световое и звуковое оборудование. Кстати, привычный темно-серый цвет фасада, который и сам директор называет страшным, изменится на лимонно-желтый.

Несмотря на все сложности, театр, как обычно, много гастролировал по краю, показывал вечерние и детские спектакли в селах Рубцовского, Змеиногорского, Егорьевского, Волчихинского районов, Горняке. С двумя новыми автобусами, которые планируют приобрести по программе «Театры малых городов», такие выезды станут проще.

Следующий сезон театр рассчитывает открыть в обновленном здании спектаклем режиссера Олега Пермякова по рассказам Шукшина. Сбор труппы назначен на 15 августа, в этот же день начнутся репетиции.

Фоторепортаж
Блоги