Последний «залп». Выставка картин в честь 75-летия Победы проходит на Алтае

15:15, 05 ноября 2020г, Культура 1198


Последний «залп». Выставка картин в честь 75-летия Победы проходит на Алтае Фото №1
Последний «залп». Выставка картин в честь 75-летия Победы проходит на Алтае Фото №2
Последний «залп». Выставка картин в честь 75-летия Победы проходит на Алтае Миниатюра №3
Последний «залп». Выставка картин в честь 75-летия Победы проходит на Алтае Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Так называется персональная выставка Ильбека Хайрулинова в краевом Художественном музее – последний в этом году «залп», посвященный 75-летию Победы. Она проходит с 29 октября по 15 ноября. 

Экспозиция представляет 21 работу – портреты алтайских художников – ветеранов войны, а также натюрморты и пейзажи из фондов Художественного музея, выполненные живописцем, заслуженным художником и заслуженным работником культуры РФ в разные годы. 
Но открывает выставку знаковое полотно художника «Мать» (1990–1991), посвященное всем женщинам, проводившим на фронт своих близких.

Куратор экспозиции, – замдиректора ГХМАК по науке Наталья Царёва говорит, что этой выставки не было в изначальном плане на год. 
Но не отдать дань художнику, посвятившему свое творчество военной теме, искусствоведы просто не смогли. Писать портреты художников-ветеранов Ильбек Сунагатович начал в 1970-е годы и в то время, вероятно, даже не предполагал, что посвятит этому циклу несколько десятилетий. Первым стал портрет известнейшего алтайского живописца Виктора Зотеева, с которым автор был очень дружен.

– Эта работа была написана, когда Виктор Зотеев только вернулся с этюдов, – рассказывает Царёва. – Как говорил сам Виктор Александрович, он тут в такой нереспектабельной одежде – в спортивных штанах и кедах, рядом рюкзак и его любимая собака Кучум, с которой он путешествовал и мог подолгу жить где-нибудь в тайге, вдали от цивилизации.  И вот художник раскладывает на полу этюды, которые написал в своем походе.

Рядом с портретами художников Николая Сурикова и Сергея Кашкарова музейщики расположили небольшой пейзаж Хайрулинова с цветущей сиренью – просто по какой-то неочевидной зрителю ассоциации. Дело в том, что Сергея Кашкарова Ильбек Сунагатович писал на даче и был поражен, какой сад художник возделал своими руками.

Искусствовед и автор концепции выставки объясняет:

– Мы решили от имени Ильбека Хайрулинова как бы преподнести этим ветеранам цветы. Ведь Ильбек Сунагатович еще и блистательный мастер натюрморта, прежде всего цветочного. И с 1970-х годов мы ценим вот эту работу с двумя желтыми и красной розой. Он рассказывал, как шел по базару, купил цветы и подарил их жене, а она засмеялась: «Что же ты их мне даришь, ты же их себе купил!» Ну, художник просто не мог не написать эти удивительные коровинские розы! А еще он пишет ромашки, фиалки, освещенные солнцем, стоящие на окне деревенского дома, вкладывая в них огромное тепло. И когда мы отбирали работы на эту выставку, то решили, что возле каждого портрета появится цветочный натюрморт или пейзаж.

Сегодня в зале ГХМАК можно увидеть портреты Федора Филонова, Михаила Будкеева, известного фотографа и старейшего сотрудника ГХМАК Сергея Ивановича Пирогова – большого эрудита и любителя искусства. Но особое место занимает портрет Алексея Васильевича Иевлева – создателя уникальной изостудии при заводе «Трансмаш», оказавшего на Ильбека Хайрулинова решающее влияние. Искусствовед Валентина Мещерякова, которая присутствовала на открытии выставки как представитель семьи художника, рассказывает:

– Ильбек Сунагатович приехал на Алтай в октябре 1960 года по комсомольской путевке, после армии. Он вырос в степях Оренбуржья, гор никогда не видел – и мечтал жить здесь. Алтай стал его второй родиной, где он нашел не только свою супругу и где родились дети, внуки, правнуки, но и творческую судьбу. Встреча с замечательным человеком, скульптором и художником, ветераном войны Алексеем Васильевичем Иевлевым состоялась в том же 1960 году, когда Ильбек Сунагатович случайно попал в студию при заводе «Трансмаш». С тех пор он с утра до вечера работал на стройке бетонщиком, а потом учился на художника, мечтая писать природу и людей, с которыми он встретился на Алтае.

Именно Иевлев подвиг самодеятельного художника продолжить образование и поступить не куда-нибудь, а в Академию художеств. И потому Ильбек Хайрулинов ратует за то, чтобы Новоалтайскому училищу (где он сам преподавал более 40 лет) присвоили имя его учителя.

Фоторепортаж