Как коронавирус повлиял на алтайский туризм

15:12, 17 июля 2020г, Туризм 3425



Фото Евгений НАЛИМОВ

Турбизнес региона будет считать убытки в конце текущего года, но уже сегодня можно оценить примерное выпадение среднегодового потока гостей. За шесть месяцев 2019 года Алтайский край посетило около миллиона туристов, а по итогам полугодия 2020-го – всего 336 тысяч. Об этом рассказал начальник Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности Евгений Дешевых.

О потерях и убытках

– При самом оптимистичном прогнозе развития событий мы думаем, что туристско-экскурсионный поток в Алтайский край по итогам текущего года составит не более половины от прошлого, – сообщил собеседник. – Это будет примерно около миллиона человек.

Понятно, что на посещаемость влияет общая эпидемиологическая ситуация в стране и регионе. При этом в начале года складывалась положительная динамика турпотока. В январе в Алтайский край приехало туристов с плюсом в три процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В феврале – плюс 9%.

– Но в среднем за шесть месяцев 2020 года турпоток сократился более чем на 60%, – отметил Евгений Дешевых.

За шесть месяцев 2020 года доход региона от оказания услуг в сфере туризма по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился практически в три раза. Резкий спад пришелся на период простоя из-за пандемии – май, июнь.

Если за первое полугодие 2019 года доход предприятий туриндустрии края составлял примерно 4,8–5 млрд руб., то в период этого года он немногим превысил 1,6 млрд. Показатель объема платных услуг в сфере туризма за полугодие также снизился. В 2019 году предприятиями сферы было оказано услуг населению на 2,3 млрд руб., а в текущем году этот показатель не дотягивает до 800 млн.

Обошлось без банкротства

– По итогам текущего года возможные потери доходов предприятий туриндустрии и сокращения объема платных услуг могут составить до 70% от уровня прошлого года, – дал прогноз Евгений Дешевых.

Он напомнил, что в прошлом году доходы туриндурии региона превысили 10,6 млрд, а объем предоставленных услуг составил 5,1 млрд руб.

Особенно пострадают территории, где туризм носит ярко выраженный сезонный характер. Яровое, например. Основной поток отдыхающих там приходится именно на лето, половина которого уже прошла. Деятельность турбизнеса на определенное время была приостановлена, а сейчас носит ограничительный характер.

– Прогноз выпадающих доходов можно сделать на основании результатов прошлого года, – отметил Евгений Дешевых. – В 2019-м поступления в бюджет Ярового из сферы туризма составили 7 млн руб. – это 10% от собственных доходов, что является существенной цифрой для городского бюджета. Можно представить, что потеряет муниципалитет, если недополучит эти средства.

После официального разрешения в Алтайском крае работу возобновили уже более 80% туробъектов. Когда откроются остальные – трудно сказать, но, по словам Дешевых, с начала пандемии в регионе не обанкротилась ни одна туристическая компания. Большинство турфирм сохранили сотрудников, переведя их на дистанционную работу или на сокращенный график.

В Алтайском крае также не закрылся ни один санаторий. Многие турбазы работают сезонно, поэтому весеннее ограничение деятельности на них особо не сказалось.

О «Бирюзовой Катуни»

Несмотря на пандемию, резиденты управляющей компании ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» возобновили строительство объектов сразу после снятия ограничений. Естественно, часть из них серьезно скорректировали свои планы по срокам реализации проектов.

– Это подтверждает серьезность намерений резидентов, – отметил Дешевых. – К сожалению, на сегодняшний день экономическое состояние управляющей компании «Бирюзовая Катунь» нельзя назвать устойчивым по причине сохраняющегося дисбаланса между доходами и расходами, которые УК вынуждена нести за содержание и эксплуатацию этой площадки.

На текущий момент ее кредиторская задолженность своим контрагентам составляет 9 млн руб.

– Принимая во внимание, что работа особой экономической зоны имеет пиковые сезонные нагрузки, доходы компании имеют также сезонный характер. Расчеты с контрагентами осуществляются по мере получения прибыли. Поэтому мы эту задолженность все-таки относим к текущей, и в настоящее время «Бирюзовая Катунь» выполняет все возложенные на нее обязательства в штатном режиме, – резюмировал собеседник.

О мерах поддержки

Как известно, предприятия туристической сферы вошли в число наиболее пострадавших от коронавируса. Поэтому они могут воспользоваться мерами поддержки, принятыми как на федеральном, так и на региональном уровне.

– За апрель – июнь текущего года предоставлена поддержка в объеме более 300 млн руб. субъектам турбизнеса края, – уточнил Евгений Дешевых. – Выданы кредиты под 0% годовых на выплату зарплаты (100 млн руб.). Турбизнес получил льготные кредиты по ставке 2% годовых на сумму более 70 млн руб.

Кредитными каникулами воспользовались предприятия на сумму более 100 млн руб. Большинство из них также получили отсрочки по страховым взносам.

Наиболее востребованной для туриндустрии края оказалась поддержка по предоставлению безвозмездных субсидий субъектам МСП на выплату зарплаты (12 130 руб. на одного сотрудника). По данным управления ФНС по краю, ею воспользовались почти 400 организаций турбизнеса.

– С 15 июля налоговая служба начала прием заявок на предоставление субсидий уже на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции для отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и являющихся субъектами МСП. Ими смогут воспользоваться отрасли, требующие поддержки для проведения таких мероприятий, как дезинфекция. Размер субсидий будет составлять 15 тыс. на одно юридическое лицо или на ИП. Плюс по 6,5 тыс. на каждого работника по состоянию на май текущего года, – сообщил Дешевых.

Напомним, на региональном уровне также предусмотрены дополнительные меры поддержки. Это отсрочка платежей и снижение ставки аренды на имущество. За счет перераспределения средств с других мероприятий в региональной программе по развитию туризма управление самостоятельно прорабатывает такие меры поддержки, как компенсация затрат туроператора на аренду офисов, электроэнергию в период простоя и по аналогии с федеральным уровнем – на приобретение средств дезинфекции.

О планах и перспективах

В нынешнем сезоне во всех рейтингах Алтайский край остается одним из лидеров по туристической привлекательности. 

– Наш регион популярен в плане лечебно-оздоровительного отдыха, у нас активно развивается сельский, экологический и медицинский туризм, – говорит Евгений Дешевых. – Кроме того, мы не отменяем ряд событийных мероприятий, которые являются визитной карточкой нашего региона.

Несколько масштабных туристических фестивалей, ранее запланированных на лето, из-за сложной эпидемиологической обстановки будут перенесены на осень.

– Традиционный Международный форум Visit Altai мы все-таки планируем провести в конце ноября – начале декабря текущего года, – заверил Евгений Дешевых. – На сентябрь также перенесен Шукшинский кинофестиваль, рассматривается возможность проведения в этом же месяце молодежного образовательного форума «Алтай. Территория развития».

Известный гастрономический фестиваль «Ах! Фест» и рок-фестиваль Because of the Beatles организаторы хотят провести тоже осенью.

– Планы планами, но решение о проведении того или иного событийного мероприятия будет приниматься исходя из текущей санитарно-эпидемиологической обстановки, – добавил Евгений Дешевых.

Фоторепортаж
Блоги