В грузовом порту Камня-на-Оби углубляют фарватер гавани

17:00, 06 сентября 2021г, Общество 758


В грузовом порту Камня-на-Оби углубляют фарватер гавани для безопасной и более продолжительной работы речного флота. В результате дно «ковша» пристани площадью около 10 тысяч квадратных метров опустится на полметра, что позволит продлить сроки навигации и в разы увеличить грузооборот порта.

Камень плывёт в Камень

В Каменском районе в последние годы развивается добыча и производство инертных материалов. У села Малетино наращивает обороты Малетинский каменный карьер. Щебень разных фракций из бутового габбро-диабаза с этого месторождения отличается особой прочностью, пользуется спросом. Неподалеку, в деревне Духовой, уже несколько лет в промышленных масштабах добывают песок. Оба карьера расположены за рекой, грузы с них доставляют в город по воде. Таким образом, развивается и грузовое судоходство. А флот, как и автотранспорт, требователен к состоянию и содержанию своих путей.

В обмелевшую и засоренную за много лет работы порта гавань сегодня стало невозможно заводить максимально нагруженные инертными материалами баржи. Добывающим предприятиям приходится вывозить с карьеров щебень и песок на полупустых судах, совершая больше рейсов, а это дополнительные затраты.

– Грузоподъемность обычной баржи порядка 1100 тонн, ей нужна глубина не менее 1 метра 80 сантиметров, – поясняет начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн. – В акватории порта сегодня около 1 метра 40 сантиметров. Поэтому на одном судне перевозят сейчас только до 680 тонн. Со дна будет изъято около 58 тыс. кубометров грунта, здесь образуется ковш, в котором соберется необходимый для безопасного судоходства объем воды. Тот груз, который раньше вывозили двумя рейсами, теперь можно будет доставить на перевалочную базу одним. Работы планируем завершить за две недели.

Руководитель филиала ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» рассказал, что из-за естественного осеннего спада уровня воды в Оби и обмеления фарватера грузовая навигация обычно завершается 10 октября. Но после дноуглубительных работ ее реально продлить до середины ноября, до самого ледостава.

Общее дело

Работы по углублению русел судоходных рек Алтайского края уже шесть лет ведутся в рамках уникального для России соглашения между краевыми властями, федеральной администрацией Обского бассейна внутренних водных путей и региональными предприятиями речной и добывающей отраслей.

Стороны уже вложили вкупе около 300 млн рублей в улучшение судоходной обстановки. Это позволяет не только в разы увеличить объемы грузоперевозок по рекам, но и перенаправить грузопоток с автомобильного на внутренний водный транспорт. В результате выигрывают все – снижается нагрузка на автомобильные дороги, уменьшаются транспортные расходы предприятий, улучшается состояние рек. Сегодня партнеры обсуждают целесообразность продолжения взаимодействия и планы улучшения судовых ходов до 2024 года.

– За год до начала действия соглашения, подписанного в 2015 году, объем грузоперевозок водным транспортом в крае составлял 435 тыс. тонн, в 2019 году, после первого этапа дноуглубительных работ, уже 960 тыс. тонн, – информирует Александр Чуприн. – В прошлом году тоннаж немного снизился, зато удлинились «плечи» перевозок, возить стали на большие расстояния. Тоннокилометры за шесть лет выросли почти в три раза. Сроки навигации выросли с 80 до180 суток. На участке Оби от Малетино до Барнаула водный транспорт серьезно выиграет у автомобильного по перевозкам инертных материалов. Из 5 млн тонн грузов, перевезенных в крае по воде за все время действия соглашения, с дорог федерального и регионального значения переориентировано на водный транспорт около 4,2 млн тонн (а это порядка 210 тыс. грузовых автомобилей).

План дноуглубления в Алтайском крае (около 1,5 млн кубометров грунта) выполнен на 98%. Уже завершены работы на Катуни, Бии. Причем на последней, несмотря на аномально низкий, почти зимний уровень воды, благодаря улучшению качества судовых ходов продолжается движение флота. К 26 сентября улучшится судоходная обстановка в верховьях на участке Бия – Катунь и до самого Барнаула. В Камне-на-Оби фарватер порта очистят и углубят к середине сентября.

В рамках того же соглашения поддерживается безопасное судоходство на трех социально значимых водных пассажирских маршрутах: «Барнаул – Рассказиха» протяженностью 31 км, «Барнаул – Бобровка» протяженностью 22 км, «Барнаул – Кокуйское» протяженностью 69 км. В прошлом году внутренним водным транспортом было перевезено около 146 тысяч человек, на сегодняшний день им воспользовались уже порядка 160 тысяч пассажиров. В Каменском районе проблему пассажирских перевозок решили частные предприятия, организовавшие постоянную паромную переправу для транспорта и людей.

...борозды не портит

В каменском порту сосредоточенно углубляет дно, выкидывая по трубопроводу в отвалы сотни кубометров речного грунта, трудяга-земснаряд «Обский-307». На довольствии у алтайских речников он всего год, хотя ему уже более 40 лет. Томские хозяева «старого коня» уж было списать хотели, наши спасли, реанимировали и дали возможность еще послужить людям. И он старается, роет борозду за бороздой заданной компьютером глубины. Небольшой производительности, до 300 кубометров грунта в час, «триста седьмой» имеет неглубокую посадку, идеально подошел для мелководья.

Работает на нем круглосуточно сменами команда из восьми человек. На судне нас радушно встречает и проводит экскурсию механик Анатолий Юрьев. На флоте он столько же, сколько и «триста седьмой» – бывалые речники. Сюда барнаульские речники пришли из Бийска, где углубляли русло Бии.

В какой-то момент отчаянно громыхавший двигатель земснаряда замолкает – пора чистить сосун грунтового насоса, агрегата, выбирающего землю со дна. Он часто забивается разным мусором, скопившимся на дне котлована, примерно раз в час его поднимают и вручную лопатами чистят. На палубе лежат отданные рекой «сокровища» – детали судов, обрывки рыболовецких сетей, непонятной природы хлам. Всю эту экспозицию, снятую с агрегата, выложил помощник капитана Семён Шингарев.

– Всего у нас на вооружении в крае пять земснарядов, один из них – черпаковый, сейчас работает на Катуни, остальные – землесосные, – рассказывает Александр Чуприн. – Самый передовой – «Обский-1006» производительностью тысяча кубометров грунта в час. Этот трехпалубный красавец с большой осадкой в метр сорок работает на участке от Усть-Пристани до Камня-на-Оби.

Фото автора

Новости