Микробизнес для души: как преподаватель биологии открыла частную школу

19:55, 07 октября 2021г, Общество 684


Доцент Алтайского госуниверситета Татьяна Антоненко, став мамой во второй раз, решила заняться бизнесом, напрямую связанным с ее специальностью, – преподаванием биологии. В ее частной школе «Живая наука» занимаются дети младшего и среднего возраста.

Не так учат

Вот как объясняет Татьяна мотив, который подвиг ее стать предпринимательницей: «К нам в вуз на подготовительные курсы начали приходить студенты, которые не поступили в медуниверситет из-за биологии. Мне так обидно стало, думаю: «Как же так? Биология такая интересная. Видимо, у них что-то в школе было не так, если пропал интерес к этой науке».

И Антоненко попробовала с детьми своих знакомых провести пробные занятия. Им очень понравилось, что знания преподносились с практическим уклоном. Тогда доцент АГУ поняла, что преподавать надо так, чтобы у ребенка не угас интерес к предмету, который обычно бывает до четвертого класса. И, уйдя во второй декретный отпуск, она решила проводить уроки практической биологии, на которых было бы чуть-чуть теории и много практики.

Больше практики

Татьяна прошла школу социальных предпринимателей, а в прошлом году победила в конкурсе «Мама-предприниматель» и при поддержке Центра инноваций социальной сферы зарегистрировала ИП.

Вот уже год с небольшим, как она официально занимается дополнительным образованием. Женщина набрала две группы детей: 6–8 и 9–12 лет. С каждой занятие проходит раз в неделю. Иногда собираются совсем малыши из детского сада.

Этой весной Татьяна вооружила своих учеников сачками и они вместе гуляли по парку и знакомились с различными растениями. Особенно бурную реакцию у подростков вызвал лох серебристый. Смешное название врезалось в память. Потом они узнали, что и наша алтайская облепиха тоже относится к семейству лоховых. Преподаватель также объясняла, какие плоды окружающих нас растений съедобные, а какие ядовитые. Этот бойскаутский навык выживания пригодится им, если когда-нибудь заблудятся в лесу.

Антоненко также старается подготовить из своих учеников грамотных потребителей. На уроках биохимии они проводят анализы на наличие крахмала, чтобы понять, какие йогурты и мороженое стоит покупать, а какие нет, вредны или нет пальмовое масло и усилители вкуса.

Сама Татьяна – специалист по поведению кошек и даже защитила на эту тему кандидатскую диссертацию, но не будешь же говорить только о предмете своего научного интереса. Поэтому, если надо подробно рассказать про паразитов, многоножек и прочую живность, то она приглашает специалистов.

Вот уже второе лето юные биологи устраивают коллаборации со студией, где молодежь обучают основам инженерии. Такие совместные занятия, например, по изучению птиц начинались с поведения пернатых и заканчивались его моделированием. То есть дети постигали азы бионики – науки, применяющей законы живых систем в технике.

Сейчас ребята занимаются в небольшой комнате, где собирается шесть человек. Можно было бы вместить и больше, но тогда не будет оказано должного внимания каждому ребенку,  потеряется всякий смысл дополнительного образования. «Я не гонюсь за количеством, биолог – это штучный товар, его нужно выращивать», – подчеркивает педагог, отмечая, что в школах учителю некогда поговорить с учащимися, поэтому закрепление знаний часто проходит в письменной форме. У школьников нет склонности к анализу, плохо развиты навыки правильной речи. А речь тянет за собой все остальные функции мозговой деятельности.

На хлеб хватает

Свои занятия с детьми Антоненко называет микробизнесом для души. Здесь она свободна от методических рекомендаций, благодаря которым школьники теряют всякий интерес к предмету. И главное – никакой бумажной волокиты, которую предпринимательница очень не любит.

Хватает ли на хлеб от такого бизнеса?.

«Я не работаю в убыток, – отвечает она. – Конечно, если бы я это делала только ради идеи, то пришлось бы тратить средства семейного бюджета. А так доходы формируются за счет того, что родители приобретают в начале года абонемент. Для ребенка 6–8 лет четыре занятия в месяц стоят 2600 рублей, для более старших детей – 3600.

После курсов финансовой грамотности я научилась рассчитывать точку безубыточности, грамотно относиться к затратам».

Оказалось, что для ведения полноценных занятий недостаточно только приобрести сачки. Для уроков химии требуются реактивы, для изучения биологии нужны микроскопы. Но и тут можно сэкономить, купив небольшие оптические приборы, которые можно крепить на смартфон.

Помимо вложения в бизнес собственных средств начинающей бизнесвумен стал подспорьем грант 100 тыс. рублей, заработанный в конкурсе «Мама-предприниматель». Помогает и то, что занятия идут в собственном помещении, так что затрат на аренду нет. 

Несмотря на то, что дела у Татьяны Антоненко идут хорошо, увеличивать набор в свою школу она не планирует. «В балансе между бизнесом и семьей сегодня побеждает семья, а точнее, трехлетний ребенок, который пока забирает много времени», – признается его мама. Что ж, такова специфика социального предпринимательства.

Новости