Живая музыка и импровизация. Как прошла премьера в краевом театре драмы

19:14, 21 октября 2021г, Культура 1189


Живая музыка и импровизация. Как прошла премьера в краевом театре драмы Фото №1
Живая музыка и импровизация. Как прошла премьера в краевом театре драмы Фото №2
Живая музыка и импровизация. Как прошла премьера в краевом театре драмы Миниатюра №3
Живая музыка и импровизация. Как прошла премьера в краевом театре драмы Миниатюра №3

На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера спектакля «КЯППК (Как я простил прапорщика Кувшинова)» московского режиссера Кирилла Вытоптова. Вопреки корявости названия действо буквально пропитано живой музыкой и импровизацией.

Эскиз этого спектакля родился меньше года назад в лаборатории по современной драматургии под эгидой Государственного театра наций (Москва). Как сообщают в театре драмы, из всех черновых постановок той осени он собрал наибольшее количество зрительских голосов.

Нынешний полуторачасовой спектакль едва ли сильно изменился по сравнению с тем эскизом. Что-то уточнили, где-то подрезали, дух спонтанности 
и легкой необязательности постарались сохранить. А вот музыки, по ощущениям, стало еще больше (или так кажется?). Впрочем, это и не противоречит материалу: автор пьесы Иван Антонов – профессиональный музыкант, «КЯППК» – его дебют в драматургии. Историю мужского кризиса среднего возраста он превратил в «пьесу-песню в четырёх куплетах и трёх припевах». Куплеты довольно безысходные, припевы смешные и дурацкие, а финал прямо убийственный.

Вечеринка началась

Пока первые зрители занимали свои места, на длинной сценической площадке шла как бы многолюдная вечеринка под сенью больших мухоморов: в одном углу на матрасе кто-то курил кальян, в другом что-то тихо наливали и пили. Повсюду пуфики и куча музыкальных инструментов, так что кто-нибудь из актеров время от времени перебирал струны гитары или подходил к синтезатору. На темной стене-заднике – огромная светящаяся надпись: «ВОРОНЕЖ». Кажется, веселье началось уже давно и успело выдохнуться, как наконец прозвенел третий звонок, а актер Дмитрий Плеханов выключил свет и подошел к микрофону 
в центре, чтобы поведать зрителям, что каждую ночь он теперь обнимается во сне с покойным отцом.

Его героя зовут Толик, ему хорошо за тридцать, и он музыкант. Все свои деньги он вложил в очень личный проект «Приснись мне, папа» – и, несмотря на откровенность текстов, прогорел. Теперь он решил завязать с музыкой и вообще уйти «отовсюду», в том числе и от жены, и больше не выступать 
в «кабаках», где на гримерке написано: «Музыканты, клоуны, животные» – через запятую. А он больше не хочет «через запятую» и потому идет таксовать, чтобы скопить на поездку в тот самый Воронеж, в воинскую часть, где когда-то служил, и отомстить наконец-то прапорщику Кувшинову, который сломал его гитару…

Эмоциональные фазы

Вообще-то, Толика играют двое – брюнет Максим Пивнев сначала так ловко подменяет блондина Дмитрия Плеханова, что зрители не успевают понять, что произошло. Зато когда выясняется, что жену Толика Люду играют аж семь актрис, а сцена их скандального расставания проигрывается трижды в разных эмоциональных вариациях, это уже никого почти и не смущает. Плеханов и Пивнев тоже, в общем, играют разные эмоциональные фазы одного героя: первому особенно удаются внутренний надлом и невысказанная нежность к родителям, второму – растерянность и понятное желание послать все к черту.

Занятые в спектакле актеры могут сыграть почти кого угодно: гостя, зрителя, приятеля, очередного пассажира или пассажирку несчастного Толика. Но четверо здесь все же незаменимы: смиренная мама Толика (Елена Зотова), его лучший друг, колоритный музыкант и собутыльник Сеня (Виктор Осипов), бывший сослуживец из армейского прошлого в исполнении Эдуарда Тимошенко и роковой прапорщик Кувшинов из названия – актер Евгений Бакуменко, взирающий на все происходящее с понимающей улыбочкой.

А еще здесь все поют и играют на каком-нибудь инструменте – от гармони до укулеле, музыкальность артистов драмовской труппы восхищала еще зрителей спектакля-эскиза год назад. В качестве музыкального руководителя постановки выступила актриса Екатерина Порсева.

Скорее поминки

Поездки в такси – это те самые «припевы» в пьесе Ивана Антонова. В спектакле они превратились во что-то вроде нелепого танго под бессмысленные наставления навигатора (Татьяна Гуртякова): «Поверните налево, а затем поверните налево». При этом пассажирам мало просто добраться из одной точки в другую, одному (Геннадий Тихонов) непременно нужны шашечки, другой (Мария Сазонова) – новая любовь взамен развалившегося брака, и поскорее.

Все это кажется шуткой, набором забавных сценок, пока мы не понимаем: мотив поворота не туда, фатального выбора не зря пронизывает всю эту историю, в конце он обернется кровавой дракой в поезде по пути из Воронежа домой. Случайные попутчики приняли пьяненького главного героя за священника, а когда поняли, что обознались, не простили ему своей же оплошности.

И когда Толик-Плеханов мучительно кувыркается, словно отлетая от чьих-то невидимых ударов, в глаза вдруг бросается, что вторая «о» в светящемся слове «Воронеж» больно похожа на портал в другое измерение, а вечеринка в начале спектакля была не очень-то веселая, скорее уж поминки.

Фоторепортаж