Автомобиль с розеткой

Машина будущего уже колесит по барнаульским дорогам. Но станет ли будущее настоящим?

00:00, 16 августа 2013г, Общество 1967


Автомобиль с розеткой Фото №1

Думаю, многие барнаульцы видели элегантный белый легковой автомобиль, обгоняющий на дороге всех со скоростью пули. Те, кто приметил его на парковке, могли разглядеть необычного рисунка знак на радиаторе. А те, кто не поленился и, решив рассмотреть диковинное авто, подошел поближе, наверняка прочитали надпись «Tesla». Я тоже видел эту машину на парковке и тоже прочитал «Tesla». Но, честно говоря, не придал этому значения - Tesla и Tesla, мало ли сейчас марок. А зря. Сообщаем: Tesla – это марка американских электромобилей. Летающая по нашим дорогам Tesla S – единственная на всю Сибирь. Хотя вполне вероятно, что в скором времени в Барнауле обоснуется целая популяция таких машин.

Опровергая стереотипы

В обывательском представлении электромобиль - это нечто ненадежное, смешное, с маленькими колесами и массой проблем. (В фильмах на таких машинах возят клюшки для гольфа.) Tesla S – полное и всестороннее опровержение этого стереотипа. Tesla S – это надежная машина с большими колесами, роскошное комфортабельное авто. Но обо всем по порядку.

Прежде всего – о названии. Никола Тесла – австриец по рождению, переехавший в США еще в конце XIX века и получивший американское гражданство. В Америке Тесла считается отцом радио, как у нас – Попов, а в Италии – Маркони. Радио не радио, но в сфере электричества Тесла сделал много, и его даже называют отцом XX века, имея в виду, что без его открытий и разработок привычный нам мир был бы совсем другим. Одним из устройств, привлекавших внимание Теслы, был электродвигатель.

Автомобилестроительная компания Tesla Мotors создана в 2003 году в легендарной Кремниевой долине. Строительство автомобилей будущего финансировали в числе прочих основатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и выходец из России Сергей Брин. Первый автомобиль был презентован в 2006 году. Сейчас компания выпускает автомобили Tesla трех модификаций – родстер, седан S и кроссовер X.

Первая и единственная

Константин Горохов, хозяин барнаульского экземпляра Tesla S, настоящий фанат электромобилей и, похоже, готов рассказывать о них без подзарядки.

- Все началось с того, что лет пять назад я начал читать статьи об электромобилях, – рассказывает Константин. – Узнал об электромобиле Reva NXG, который делают в Индии, начал его искать. Ездил в автосалоны и на выставки в разные страны – Америку, Японию, Китай, в Европу. Переделал в электромобиль свой «Порш-Кайен». Потом купил электромобили «Шевроле-Вольт», «Ниссан-Лиаф», BYD E-6. Узнал об автомобилях компании Tesla, увидел их родстер. Но меня не устраивала низкая посадка. К тому же я понимал, что высокая цена, сертификация для России, попытки добиться права ездить на ней в Барнауле – будет слишком много негативного опыта. Поэтому я выбрал модель S. Записался в очередь. В ноябре 2011 года был в ней 2583.

В начале 2013 года автомобиль Константина был готов. В начале лета его привезли в Россию, какое-то время ушло на растаможку. Барнаульского асфальта колеса Tesla коснулись в июле.

То, что в деле электромобилизации наш город впереди России всей, подтверждается, например, таким фактом: когда недавно известная в России газета «Авторевю» решила протестировать Tesla S, им для этого пришлось ехать в Калифорнию на завод-изготовитель, ближе автомобиля не нашлось.

Без лишних железок

Что такое Tesla? Под руководством Константина осматриваем ее со всех сторон.

На приборной доске – два экрана: на одном – скорость, на другом – уровень заряда батареи. Скорости, которых две (передняя и задняя), переключаются рычагом на руле. Ключ зажигания не нужен – зажигания-то нет, машина запускается нажатием на… тормоз! Включение фар, подфарников, управление панорамной крышей, переключение режимов руля (с обычного на спортивный, например), увеличение дорожного просвета – все это делается нажатием на виртуальные кнопки на огромном дисплее автокомпьютера, который у водителя под правой рукой. Внутреннее состояние автомобиля контролирует не только да и не столько водитель, сколько сам концерн Теsla Motors – через тот же компьютер, который посредством Интернета постоянно на связи с Америкой.

- Если что-то сработает не так, мне с завода придет сообщение, – говорит Константин. – Но пока ничего не приходило.

Мы садимся в электромобиль. Главное ощущение внутри Tesla S – тишина. Двигатель не гудит, ничего не вибрирует. При движении слышно лишь, как шумят колеса по асфальту.

- Ну что, готовы?! – хитро спрашивает Константин.

- К чему? – удивляюсь я.

- А вот! – Константин жмет на газ и меня буквально вдавливает в кресло! Машина летит как пуля!

Основа электромобиля – огромная батарея, которая образует днище машины. Электромотор находится сзади, примерно над задней осью. Карбюратор, коробка передач, маслопроводы, генераторы – все это отсутствует за ненадобностью.

- Трамблеры, трансмиссия, выхлопная труба – ничего этого нет, – говорит Константин Горохов. – Только на электромобиле понимаешь, как много в машине лишних железок.

У стряхнувшего с себя все лишнее автомобиля масса преимуществ: высвобождается много места (сзади в Tesla S багажник, но и под передним капотом – тоже багажник), в салоне тишина, а главное – практически вся энергия, не теряясь на трение и пр., идет именно на движение автомобиля. От этого Tesla S разгоняется до 100 километров за 5 (пять!) секунд. Учитывая ее электрическую сущность, сравнение с молнией здесь более чем уместно.

Знатоки и скептики могут напомнить, что есть немало машин, которые делают это вдвое быстрее. Да, но у них под капотом – 600 – 800 лошадиных сил, а у Tesla, напомню, под капотом – багажник. А лошадиных сил у нее - 362. И если изобретатели этого электрического чуда все же решат увеличить мощность двигателя до 600 лошадиных сил, то даже трудно представить, как быстро эта машина будет разгоняться.

Впрочем, гонять на электромобиле не получится.

- Скорость выше 209 километров в час ограничивается электроникой. Но главное – чем выше скорость, тем меньше дальность, – рассказывает Константин. – Запас хода при полной зарядке батареи – 500 километров. А если будешь давить на газ, то проедешь 400. Так что с электромобилем стиль вождения меняется быстро. Хотя есть хитрость: если нажать на газ, а потом отпустить, то при таком холостом движении произойдет рекуперация – батарея немного пополнится. В одной из поездок я попросил водителя грузовика взять меня на буксир, и за те 20 минут, пока он меня тащил, батарея зарядилась на треть!

Электромобилей всё больше и больше

И вот мы подошли к главному – зарядке. Отсутствие инфраструктуры – основная проблема Константина как первого алтайского электромобилиста.

- Можно заряжать машину и от обычной сети, но тогда для полной зарядки батареи понадобится 23 часа, – говорит Константин. – У меня в гараже есть обычный щиток 220 вольт и кабель сечением 16 кв. мм., для зарядки хватает семи часов – поставил на ночь, и к утру заправлено под завязку. По трассе в Новосибирск и Кемерово, куда мне приходится часто ездить по работе, я теперь знаю, где какие провода и где как можно зарядиться. Tesla выпускает специализированные комплекты, позволяющие зарядить батарею за 30 минут. В моих планах – купить несколько таких комплектов и расставить в стратегических точках – на Новосибирской трассе, в Рубцовске, Белово. И тогда проблемы будут сведены почти к нулю.

Как говорит Константин, Теsla Motors не заключает дилерских договоров. Но если в городе будет 100 машин Tesla, компания построит свою СТО. Электромобилизация набирает обороты: впечатленные автомобилем Константина, уже встали в очередь на Tesla 15 человек в Барнауле и двое – в Кемерово.

- Я сейчас протаптываю тропинку другим. В начале 2015 года у нас будет взрыв! – уверен Константин. – На улицы выйдет сразу несколько десятков электромобилей. Преимущества таких машин – экологичность, простота в обслуживании, экономичность - станут очевидны не десяткам, а сотням людей. Думаю, в Америке к 2017 году заправок для электромобилей будет не меньше, чем бензиновых АЗС. Когда я в 2011 году вставал на очередь на эту машину, я был 2583, а когда в декабре 2012 года записывался на очередь на кроссовер Tesla X, то оказалось, что в очереди уже 322 тысячи человек. Электромобили – это перспектива, это должно быть в нашем мире сегодня.

И о цене. В базовой комплектации та же Tesla S стоит 58 тысяч долларов, полтора миллиона. Деньги немалые, но разве мало по нашим дорогам гоняет машин, которые стоят столько же, а то и больше? Ну и когда бензин ценой уже около 30 рублей за литр, то, может быть, будет интересна такая цифра: за два года на заправку всех своих пяти электромобилей Константин Горохов потратил 8 тысяч рублей.

Новости партнеров
Фоторепортаж