НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

00:00, 29 июня 2010г, Общество 1854


НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ Фото №1

Как уже сообщалось, в краевом бизнес-инкубаторе 23 июня состоялся «круглый стол» по теме «Перспективы производства и основные направления использования зерна в Алтайском крае». В его работе приняли участие депутат Государственной думы Андрей Кнорр, руководители коллективных и крестьянских хозяйств, ведущих перерабатывающих предприятий, представители науки, власти и специалисты-практики.
«Круглый стол» вел заместитель губернатора Борис Неудахин.

Мы встроены в мир

Алтайский край, как и вся Россия в целом, является полноправным участником мирового аграрного процесса. Чтобы не говорили, но цены на зерно и продукты его переработки формируются не у нас, а далеко за границей, на Чикагской торговой площадке. Сегодня цена на пшеницу на внутреннем рынке России меньше, чем в США, на 31 процент, а по сравнению с ЕС – на 38 процентов. И связано это с переизбытком зерна в стране. Мы ежегодно производим около 100 млн. тонн, а внутренняя потребность около 76 млн. тонн. А для того, чтобы реализовать зерно за рубежом, нет рынков и необходимых погрузочно-разгрузочных мощностей. И это объяснимо – более сорока лет СССР и десять лет новая Россия ввозили зерно и муку. Вся инфраструктура была рассчитана именно на этот процесс.

Государственные интервенции, по заявлениям Минсельхоза России, с одной стороны, мало повлияли на цену на внутреннем рынке, а с другой – закупленное зерно легло тяжким бременем на бюджет – только хранение ежемесячно обходится в миллиард рублей.

Ситуация на Алтае во многом осложняется из-за отдаленности от морских портов. Принятое ОАО «Российские железные дороги» решение о льготных перевозках зерна и продуктов помола начиная с 1001 километра не то, что сегодня нужно сельхозпроизводителям и переработчикам зерна. Тем более льгота действует только до портов, а до граничных переходов – нет! Вот и получается, что довезти
тонну зерна до Владивостока – 1950 рублей, а до Хасана, а это несколько ближе к нам, - 3600 рублей.

Нужно понимать, что свободных рынков нет. За них необходимо воевать. Алтайскому краю в этой борьбе отводится Дальний Восток. Рынок огромен, но главные здесь наши конкуренты - США и Канада. Если по валовке пшенице мы с ними еще можем соревноваться, то в целом по зерновым бороться очень трудно. При этом в США, в ведущей зерновой державе мира, в сельском хозяйстве занято всего 800 тысяч человек, а у нас – более 2,5 миллиона работающих.

И еще одна цифра – в России в одном килограмме выпеченного хлеба заложено 11 процентов труда хлебороба. Представители сельского хозяйства считают, что это очень мало. В то же время в США – 10 процентов. И фермеры по этому поводу не митингуют.

Выступление заместителя губернатора органично продолжил начальник ГУСХ края Александр Чеботаев. Сегодня сельхозпроизводители края производят 2258 килограммов зерна на душу населения. В СФО этот показатель составляет 940 килограммов. Нам приходится большую часть зерна вывозить за пределы региона или в чистом виде, или в переработанном. Но только к 2020 году заработает Дальневосточный транспортный коридор. Но уже сегодня можно предпринять конкретные шаги по снижению остроты проблемы. Для этого необходимо вспомнить, что на Алтае существует семь почвенно-климатических зон. И не во всех из них можно вырастить качественную пшеницу. А ее по инерции сеют. Необходимо провести анализ, что лучше выращивать и какие сельскохозяйственные отрасли развивать. А конечным результатом всей этой работы должна стать концепция развития сельского хозяйства Алтайского края.

Животноводство - наше все!

Хотим мы того или не хотим, но в настоящее время остроту ценовой проблемы по зерну можно снять только развивая животноводство. Администрация края вышла в правительство с предложением ввести льготный 30-процентный тариф начиная с первого километра, и не за счет железной дороги, а за счет бюджета. Но это опять же добрая воля центра! Сегодня литр молока стоит 11 рублей. На его производство тратится один килограмм зерна. Теперь отгадайте с одного раза, что выгоднее – продать его в чистом виде или пропустить через животноводство? Казалось бы, все ясно. Увы, с фермерскими хозяйствами, как их ни уговаривает краевая власть заняться животноводством, не все получается. В настоящее время, располагая 23,5 процента алтайской пашни, они производят 2,8 процента молока и 3,1 процента мяса. Поэтому именно по фермерам больнее всего ударило падение цен на зерно.

В крае, несмотря на то, что фермеры уклоняются от заведения ферм и скотных дворов, птичников и свинарников, все равно есть хорошие подвижки в животноводстве. Как результат, сегодня мы на корм живности уже используем 1,2 млн. тонн зерна. Еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия на эти цели мы тратили 2 млн. тонн. Так что резервы в этом направлении громадные. В прошлом году СФО произвел 421,2 тысячи тонн свинины, 272 тысячи тонн птицы и 351 тысячу говядины, а потребность – 625 тысяч тонн, 520 тысяч тонн и 450 тысяч тонн соответственно. По сути дела, наш край, не вывозя ни тонны зерна за свои пределы, может переработать его на месте и получить хорошую прибыль.

Спасут новые рынки

Вице-президент Союза зернопереработчиков края Валерий Гачман, наоборот, считает, что именно переработка и новые рынки сбыта муки являются основой производства зерна. Его убежденность подкрепляется цифрами. По данным статистики, 25 процентов мирового рынка муки находится в Средней и Центральной Азии. Мы находимся примерно на одном и том же расстоянии от стран региона с Казахстаном. Но в Афганистан мы поставляем в 5 раз меньше, а в Узбекистан и Таджикистан в 10 раз меньше муки, чем наши ближайшие соседи. В то же время алтайские мельницы конкурентоспособны на мировом уровне. Проблема в железнодорожном тарифе. Он не позволяет нам бороться на равных.

Проблемы возникают еще и из-за того, что многие пользуются непроверенной информацией, верят домыслам и слухам. Гачман предложил фермерам работать на давальческом сырье. Сумеет продать муку по цене выше рыночной, его победа, нет – поражение. Но винить будет некого!

А вот руководитель АКХ «Ануйское» Владимир Никифоров уже сегодня не видит никакой проблемы с зерном. У него 9 тысяч КРС. На фермах хозяйства надаивают ежедневно 36 тонн молока, которое перерабатывается на двух заводах. Владимир Иванович считает, что те, у кого нет животноводства, этой весной в землю зерно зарыли зря. Получат одни убытки.

«Круглый стол» проработал более трех часов. Высказаться могли все желающие, время не ограничивалось. Итоговый вывод следующий - чтобы снять напряжение на рынке зерна, необходимо действовать по двум направлениям: вне региона искать новые рынки сбыта, убеждать центр ввести льготный железнодорожный тариф, внутри – быстрыми темпами развивать животноводство. И именно это должно быть заложено в концепцию развития сельского хозяйства края.

Фоторепортаж