ПРОБИВШИЕСЯ СКВОЗЬ АСФАЛЬТ

00:00, 12 августа 2010г, Экономика 2141


ПРОБИВШИЕСЯ СКВОЗЬ АСФАЛЬТ Фото №1

 Беседа с руководителем центра содействия конкуренции и развития товарных рынков Евгением Михайловым.

 – Евгений Александрович, расскажите вкратце историю создания и развития вашей общественной организации.

– Центр создан в 2002 году, но этому предшествовала большая и нелегкая работа. В крае тогда действовало более 100 тысяч предпринимателей, и они обеспечивали 24 процента валового регионального продукта. Но по мере становления и укрепления позиций малого бизнеса, совершенствования законодательной базы в частности, законом было предусмотрено создание фонда поддержки малого бизнеса в Алтайском крае, генеральным директором которого я был несколько лет, одновременно работая в антимонопольном управлении; менялись и формы взаимодействия власти и бизнеса. Фонд поддержки малого бизнеса и стал предшественником центра содействия конкуренции и развития товарных рынков. С преобразованием министерства в федеральную антимонопольную службу функции поддержки малого бизнеса перешли к нашему центру. Мы что-то вроде посредника между сообществом предпринимателей и антимонопольной службой.

О кредитах и не только

– Какие основные задачи решает ваш центр?

– Мы стремимся способствовать развитию малого предпринимательства и защите его от административного давления, от недобросовестной конкуренции, от диктата естественных монополистов. Спектр проблем, которыми мы занимаемся, очень широк: от помощи в получении кредита до организации сопровождения при получении наличных денег при купле-продаже. Но, пожалуй, больше всего трудностей связано с двумя проблемами: сотрудничество с естественными монополистами и отношения с администрацией Барнаула. Естественные монополисты – это поставщики воды, тепла, электроэнергии и проводной связи.

Что, например, постоянно делают поставщики тепла – они выставляют нам всем счета за гигакалории, но не те, которые мы получили в квартирах или офисах, а те, которые они посчитали на выходе с ТЭЦ и пиковой котельной, а потом это тепло разделили на всех потребителей пропорционально занимаемой площади. А посмотрите, какие фонтаны пара всю зиму бьют почти над каждой тепловой камерой в городе – это тепло, уходящее в атмосферу, тоже оплачиваем мы, жители Барнаула и арендаторы или владельцы производственных помещений и офисов. Неудивительно, что все больше производственников устанавливают счетчики тепла, но ведь на небольшой офис устанавливать счетчик невыгодно, а зачастую просто невозможно. И вот, хватаясь за голову, приходит предприниматель со счетами за тепло – цифры порой бывают совершенно неподъемными.

Иногда нам удается доказать, что эти цифры завышены, но, к сожалению, не всегда. Та же картина и при получении услуг связи, электроэнергии. Применяются всевозможные схемы расчетов, преследующие одну цель – выжать как можно больше из потребителей. И если жители хоть как-то защищены фиксированным тарифом на электроэнергию, то на барнаульских предпринимателей зачастую обрушивают нефиксированный тариф – этот тариф допускается в тех случаях, когда изменяются маршруты энергопотока, вместо Кемерова идет электроэнергия из Иркутска, например. Но откуда потребителю знать, кто поставляет электроэнергию: Кемерово, Красноярск или Иркутск, а может быть, наши городские ТЭЦ? Это и позволяет поставщику манипулировать тарифами. И схватить его за руку порой просто невозможно, хотя мы постоянно с ним воюем. И все-таки сдерживаем его аппетиты.

В наши функции входит и соблюдение закона "О рекламе". Ведь обеспечение конкуренции возможно лишь при условии, что рекламируемые достоинства товара соответствуют действительному качеству товара. Обман потребителя – один из признаков недобросовестной конкуренции. Приведу только один пример: по одному из радиоканалов усердно рекламировалось лекарство от диабета, которое якобы совершенно от него излечивает. Мы обратились с запросом в антимонопольное управление, оттуда материал ушел в Новосибирск, где провели анализ этого средства, и выяснилось, что это самый обыкновенный БАД типа "Гербалайфа", никакого лечебного эффекта этот препарат не имеет. А преподносилось как чудодейственное средство. Одна из важнейших наших задач – это координация действий всех организаций, участвующих в соглашении о социальном и деловом партнерстве. По сути, это один из методов создания инфраструктуры малого предпринимательства. Благодаря взаимодействию всех участников соглашения предприниматель может получить доступ к различным специфическим услугам: юридическим, консалтинговым, кредитным и многим другим, что позволяет более успешно вести бизнес.

Назначили …независимыми

– В ходе недавней поездки по Дальнему Востоку президент Медведев при встрече с предпринимателями заявил, что он продлил на три года закон, позволяющий в приоритетном порядке приобретать в собственность недвижимое государственное или муниципальное имущество, которое предприниматель арендовал не менее трех лет. А как этот закон работает в Барнауле?

– Видимо, он одинаково буксует по всей России, раз уж президент продлил его на три года. Речь идет в основном о нежилых помещениях и об оборудовании, которые предприниматель арендует у государства. Почему законодатель пошел на эту меру – разрешил приобретать в собственность арендуемое имущество? Арендуемое имущество – это чужое имущество. Предприниматель не знает, продлят с ним аренду или нет, повысится ли арендная плата и насколько? И он не вкладывает средства в развитие производства, это тормоз для бизнеса. И совсем другое дело, когда это имущество становится собственностью предпринимателя – появляется смысл вкладывать средства в развитие производства, в совершенствование оборудования, в расширение материальной базы. Законом предусмотрено создание реестра предпринимателей, реестра информационных структур и реестра арендуемого имущества с тем, чтобы была ясная картина, кто и что арендует. В Барнауле этих реестров нет. Есть перечень предпринимателей-арендаторов, который к тому же разрабатывался в тиши кабинетов администрации города, можно сказать, монопольно, без привлечения предпринимателей и иных уполномоченных структур. В этот перечень попало чуть больше 120 предпринимателей, из которых на сегодня стали собственниками арендуемого имущества всего 10 малых предприятий.

– И что же мешает остальным стать собственниками?

– Препон много. И основная – цена, которую город запрашивает за свое имущество. Приведу характерный пример: взял предприниматель в аренду подвал, загаженный до такой степени, что там хозяйничают одни крысы. Естественно, что он его очищает, доводит до достойного состояния: плитка, навесной потолок, новая сантехника и так далее. И вот приходит от администрации города оценщик, смотрит на все это с восхищением и говорит: "Да здесь же жить можно. Двадцать тысяч за квадратный метр". Причем к мнению предпринимателя никто не собирается прислушиваться.

Но ведь если возникает разногласие между продавцом и покупателем, приглашается независимый эксперт, оценке которого доверяют и продавец, и покупатель. А этих "независимых" оценщиков назначила администрация города – о какой объективности может идти речь. Самое характерное, что предприниматели избегают обращаться в суд по конфликтным вопросам – они просто боятся нашу городскую власть. Ведь у той достаточно рычагов, чтобы подмять строптивца. Непомерно завышенные цены, арендная плата привели к тому, что в городе сотни нежилых помещений, которые никак не используются. А ведь в них могли бы быть созданы новые рабочие места. Мы в меру своих возможностей и полномочий пытаемся бороться с этой практикой. Что-то удается, но, к сожалению, недостаточно.

Виталий МАРЧУК.

Новости партнеров
Фоторепортаж