ГОРОДА-ПРИЗРАКИ: АБАКША

ОКОЛО ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД НА ТЕРРИТОРИИ СЕГОДНЯШНЕГО БАРНАУЛА СУЩЕСТВОВАЛ ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИК

00:00, 08 октября 2010г, Общество 10463


ГОРОДА-ПРИЗРАКИ: АБАКША Фото №1

Как считают археологи, первые поселения на территории современного административного центра Алтайского края появились ещё в каменном веке. Об этом свидетельствуют древние находки: городища, курганы, стоянки и поселения человека с древнейших времён до Средних веков. Большинство памятников археологии расположены в речных долинах и в межгорных котловинах.
Именно на левобережье Оби в Средние века располагался и далёкий предшественник Барнаула – Абакша.

Невидимый алтайский град

Обнаружил древнее городище 30 лет назад тогдашний студент Артур Кунгуров, а ныне кандидат наук, известный историк, работающий на кафедре археологии, этнографии и источниковедения Алтайского госуниверситета. Сегодня о том событии он рассказывает буднично, словно каждый день совершает подобные открытия: «Мы делали плановый осмотр берега Оби и наткнулись на остатки городища».

Место это расположено примерно в шести километрах западнее кладбища посёлка Научный Городок, неподалёку от села Березовка Индустриального района Барнаула. Его координаты на географической карте: 53°25.00 северной широты 83°24.00 восточной долготы. Объект внесён в перечень памятников археологии местного значения и официально числится как городище в одном километре севернее бывшего посёлка Абакша, на мысу, образованном восточным склоном большого лога и поймой Оби.

Кстати говоря, городище – это вовсе не огромный город, как может показаться непосвящённому человеку. Городище – археологический термин, обозначающий остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления. А то, что осталось от неукреплённого населённого пункта, именуется селищем.

К сожалению, в Барнауле большая часть картографированных и опубликованных в своде археологических памятников, в том числе уникальных для Сибири в целом, уже уничтожена или находится на грани разрушения. Самый страшный удар по древностям краевого центра нанесён садовым и коттеджным строительством. Пять лет назад в интервью нашей газете Артур Кунгуров с горечью отмечал, что в считаные месяцы были застроены и заняты посадками курганный могильник Казенная Заимка, крупное стационарное поселение «Цветы Алтая», комплекс разновременных памятников на реке Ляпиха в окрестностях Гоньбы и Научного городка. За прошедшие годы ситуация лишь ухудшалась. Но, к счастью, Абакша и сегодня выглядит так же, как три десятилетия и, наверное, как три столетия назад. Однако никто не гарантирует, что завтра на высоком берегу Оби не появится коттеджный посёлок или садоводческое товарищество. А ведь Абакша могла бы стать популярным объектом для туристов – любителей древности!

Древнее городище располагается на мысу, который с трёх сторон круто обрывается вниз, к реке. С четвертой, западной стороны оно было защищено рвом и двумя валами. За столетия укрепления сильно оплыли: высота внешнего вала составляет около 30 сантиметров при ширине около пяти метров, внутренний вал шире на полтора метра и чуть повыше, а ров шестиметровой ширины сейчас имеет полуметровую глубину. Перед внешним валом видны две небольшие ямки. Словом, даже зоркой оптике современного фотоаппарата зацепиться особенно не за что. Разве что за сухой бурьян, не знавший косы.

 

Ищем городища?

В осыпях старой крепости Артур Кунгуров и его коллега Вадим Бородаев собрали в 1979-1980 годах около двух десятков фрагментов керамики, а также обломок глиняного пряслица или грузила. В 1982 году Вадим Бородаев в ходе раскопок нашёл здесь обломки глиняной посуды. Обнаруженные также кости лося и рыб говорят о том, что древние поселенцы крепости занимались охотой и рыболовством. Впрочем, археологам встретились и кости домашней лошади.

Если судить по керамике, то городище следует относить к средневековой эпохе, скорее всего, X-XII векам нашей эры. То есть поселение, вероятно, существовало ещё до прихода в Сибирь монголо-татар. Однако исследователи не исключают и более поздней даты существования Абакши, вплоть до XVII века, когда территория вошла в состав западно-монгольского Джунгарского ханства.

Первооткрыватели археологического памятника Артур Кунгуров и Вадим Бородаев констатировали, что его культурный слой не очень-то богат. Это свидетельствует либо о краткости бытия городища, либо о его малонаселённости.

В ряде современных источников Абакшу называют не иначе как «могущественной» и «великой», откуда «телеуты совершали набеги на соседние племена и народы». Но серьезные исследователи к подобным сообщениям относятся критически, не было и нет здесь никаких укреплений в виде «двух скал» и тому подобного.

Главной защитой являлись высоченный, до 40 метров, берег Оби, рвы, валы да деревянный тын. И размеры городища не такие уж величественные – около 800 квадратных метров. Иными словами, квадрат земли с размерами сторон 40 на 20 метров, или обыкновенные восемь соток, – чуть больше типичного дачного участка.

Но подобные размеры характерны для многих древних острогов и крепостей. К примеру, Бикатунский острог – прародитель Бийска – был построен всего за две недели отрядом кузнецких казаков под началом Якова Максюкова в июне 1709 года. Недаром крохотную «зелёную крепость» местные жители – кумандинцы называли «яш-тура», что означает «срубленная из сырого, непросушенного леса». Жители городов вовсе необязательно располагались внутри крепости, чаще всего внутри неё было войско, а остальное население жило вне стен, в посадах.

На территории края имеются городища, гораздо большие по размерам, чем Абакша. Особенно хорошо они сохранились на правобережье Оби. Напротив Барнаула, вдоль речного берега можно наблюдать целые цепочки бывших поселений. К примеру, у санатория «Обские плесы» - около двух десятков городищ. Есть они в устье реки Лосиха, в районе села Бобровка, в Бийске, в Сростках. К примеру, если спуститься с горы Пикет от памятника Василию Шукшину к реке, то там давным-давно было относительно крупное поселение: до 80 жилищ, окружённых рвом. Алтайские археологи датировали его восьмым веком до нашей эры. По мнению Артура Кунгурова, это тоже городище. Он утверждает, что на территории нынешнего Алтайского края в древние века городов не существовало. Хотя на старых географических картах они имелись.

 

Крепкие как сталь

Возможно, археологи ещё не нашли этих крупных поселений. Города возникают там, где для этого создаются благоприятные условия, где проходят оживлённые торговые пути, где сосредоточены умельцы-ремесленники и есть что защищать.

По оценке Артура Кунгурова, население древнего Алтая – кочевники и оседлые люди, скорее всего, жили в относительно небольших поселениях. Кстати, кочевники занимались не только животноводством и кражей скота, именуемой барантой, но также военными и мирными, очень даже творческими делами.

Именно в Абакше впервые в барнаульском Приобье были обнаружены следы выплавки железа, что свидетельствует о многом.

Металлургия, как правило, удел горожан, потому что на коленке руду не выплавить. Хотя известно, что на территории Горного Алтая древние кочевники производили сталь. В Чуйской долине поныне обнаруживаются следы, указывающие на то, что здесь когда-то было развито металлургическое производство.

…А посёлок Абакша, как Извековка и сотни других деревень, исчез с карты России во второй половине прошлого века. Но не из народной памяти!

 

(Продолжение следует).

Абак - объятие Божие?

Что обозначает слово «Абакша»? Точно неизвестно. Его роднит единый корень с Абаканом, названием столицы Хакасии.

Греческое слово «абак» означает доску – верхнюю плиту капители, обычно имеющую квадратные очертания. Со времён Древнего Вавилона (около трёх тысяч лет до нашей эры) до XVIII века в мире для арифметических вычислений применялась доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости – абак. В кавказских языках имеется слово «аба», которое заимствовано в свою очередь из арабского aba – «грубая шерстяная материя, плащ из неё». В словаре Владимира Даля оно толкуется как «местное, толстое и редкое белое сукно, плащ из него». Возможно, именно наличие наездников в белых плащах и послужило причиной того, что крепость была назван Абакшей, то есть «городом белых плащей». Другие исследователи считают, что это название связано с пришедшим из французского словом «бирка» – абака. А по латыни abacus – «доза».

Распространённая русская фамилия Абакшиных восходит к имени Абакша или Абакуша, которое в свою очередь является вариантом крестильного имени Аввакум, что в переводе с древнееврейского означает «объятие Божие». Имя Аввакум давалось в честь одноимённого ветхозаветного пророка из колена Симеонова (пророчествовал около 650 года до Рождества Христова).

Название города-крепости можно отнести и к имени могущественного хана Абака, или Абага. Он родился в Монголии в марте 1234 года в семье властителя Передней Азии Хулагу, после смерти которого стал государем и великим ханом Хубилаем – вторым ильханом государства Хулагуидов.

Ещё был его тёзка – телеутский (алтайский) князь Абак, возглавлявший в начале XVII века крупный феодальный улус. Его кочевая ставка Урга (не исключено, что это был город) находилась на Алтае, на реке Чумыш. Абак владел тысячью людей, надо понимать – воинов. В истории он известен тем, что 31 марта 1609 года заключил первый договор о военно-политическом союзе между Теленгетским ханством и Российским государством.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж