УРОКИ ФРОНТОВОЙ ШКОЛЫ

ДЛЯ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ СТРАНЫ ПЕДАГОГИ, ПРОШЕДШИЕ ГОРНИЛО БОЁВ, ЯВЛЯЮТ ПРИМЕР СЛУЖЕНИЯ ДОЛГУ – ВОИНСКОМУ И ГРАЖДАНСКОМУ

00:00, 23 марта 2010г, Общество 2878


УРОКИ ФРОНТОВОЙ ШКОЛЫ Фото №1

В Год учителя важно вспомнить тех из них, за чьими плечами было участие в Великой Отечественной войне.

Жизненное кредо

В моей судьбе были такие учителя – директор Колыванской школы Павловского района Павел Иванович Варнаков и учитель пения Михаил Григорьевич Товарнов. Эти люди пользовались каким-то особенным авторитетом даже у самых отъявленных сорванцов. Потому что понимали, что они воевали. Значит, имели самый серьёзный мужской опыт – опыт защитника страны, своих и чужих семей. Мы-то видели врага только в кино, а они били его. Недаром мальчишки просто боготворили таких учителей, потому что знали, что их уроки помогут во время армейской службы. Правда, те, кто прошёл войну, твердили о том, чтобы она, не дай бог, не повторилась. Но какой же юноша не мечтает оказаться в гуще боя, встретиться лицом к лицу с врагом и вернуться домой с боевыми наградами.

Фронтовики-учителя самим своим присутствием в школе являли пример служения воинскому и гражданскому долгу. На их уроки стыдно было прийти неподготовленным, они подтягивали тех, кто сомневался в собственных силах, перед ними нельзя было «дать слабину», их просьбы выполнялись неукоснительно. Уроки учителей, имевших фронтовой опыт, впитывались, воплощались, становились жизненным кредо воспитанников.

Две похоронки Ямщикова

Фронтовые дороги Капитона Ямщикова политы его кровью. Дважды семья бойца получала на него похоронки. Но он выжил, чтобы потом несколько десятилетий заниматься воспитанием учащихся, будучи учителем и директором Тулатинской средней школы Чарышского района.

Капитон Семёнович успел до войны получить среднее образование. А поскольку в те времена его имели немногие, грамотного бойца перед отправкой на фронт направили в Тульское пулемётное училище. Через восемь месяцев он был уже командиром стрелкового взвода 522-й стрелковой дивизии Степного фронта, который дислоцировался под Белгородом.

В январе 1944 года под Харьковом эта дивизия попала в окружение. Оставшиеся в живых объединились в партизанский отряд имени Щорса и решили пробиваться к своим. Минометный огонь врага был такой плотный, что, казалось, от него нигде нельзя укрыться. И всё же в марте 1944 года группе партизан, среди которых был и наш земляк, удалось вырваться из окружения. Но штабной писарь успел отправить родным Капитона Семёновича похоронку.

А он к тому времени был назначен командиром пулемётного взвода дивизии, входившей в состав Первого Украинского фронта. Был ранен, по пути в госпиталь ещё и контужен и после излечения, уже на территории Польши, в марте 1945 года вновь получил серьёзное ранение. А его родные вновь получили скорбное письмо о геройской гибели бойца. Однако в октябре 1945 года они встречали возвратившегося с войны живого Капитона Ямщикова. Потом он много мирных лет посвятил работе в школе.

Проводники  боевой славы

В том же Чарышском районе, только в Краснопартизанской школе, работали ещё два фронтовика – Юрий Романович Нечаев и Василий Петро­вич Пастухов.

Первый из них начал учительствовать ещё в 1933 году. Без отрыва от работы окончил педагогический техникум. Но в ав­густе 1942 года бывший учитель стал за­ряжающим противотанкового ружья.

В одном из боев в районе Сталинграда нескольким расчётам противотанковых ружей без поддержки артиллерии пришлось сразиться с 18-ю фашистскими танками. Советским воинам удалось подбить 13 из них. За этот подвиг наводчик Василий Левченко был награждён орденом Красного Знамени, а заряжающий Юрий Нечаев – медалью «За отвагу».

Потом Юрий Романович был тяжело кон­тужен: два снаряда разорва­лись рядом, а третий ударил в бруствер, едва не похоронив бойца заживо. Но однополчане быстро откопали солдата и отправили в госпиталь.

Возвратившись в строй в марте 1943 года, на территории Ворошиловградской области он вновь попал в переделку. Позиции атаковала фашистская пехота при поддержке трёх танков. Так получилось, что командира расчёта Василия Левченко не оказалось на месте, и Нечаев, по приказу комбата, принял коман­ду на себя. Выстрелом из противотанкового ружья удалось поджечь одну из вражеских машин. Следом раздалась стрельба из пулеметов, винтовок и автоматов. Уцелевшие танки отступили, оста­вив на поле боя много убитых и раненых. За этот бой Юрий Нечаев награждён орденом Красной Звезды.

С августа 1943 года в его фронтовой судьбе была служба в контрразведке в должности оперуполномоченного. За поимку 67 лазутчиков, имевших взрывчатку для проведения в советском тылу диверсий, награждён орденом Отечест­венной
войны второй степени.

День Победы лейтенант Нечаев встретил в Австрии.

После войны он снова учительствовал. С женой Зоей Клав­диевной воспитали и дали образование десятерым де­тям. Колле­ги помнят Юрия Романовича как отличного математика и эрудита. А ученики уважали его за это, за то, что давал отличные знания и имел ровный характер.

Его коллега Василий Пасту­хов принимал участие в боях под Ленингра­дом, Великими Луками, в освобождении Прибал­тики. 7 мая 1945 года часть, в которой он служил, отправили на Дальний Вос­ток. С 9 августа сражался с японскими милитаристами.

Василий Петрович возвратился в посёлок Красный Партизан в 1946 году, окончил педагогическое училище, долго работал в школе учителем физкультуры и труда. Он создал первую комнату боевой славы, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Беречь свою Родину

Иван Евтушенко всю жизнь, кроме военных лет, был педагогом. Ему очень понравилась природа на карело-финской границе, где довелось оказаться в канун войны. Уж слишком ярко врезался в его память озерный край с труднопроходимыми лесами. Впрочем, красоты для разведчика прежде всего – это хорошая маскировка и надёжная защита.

Там и встретил начало  войны бывший учитель Орлеанской неполной школы, которого призвали в армию ещё в 1940 году. Служить довелось разведчиком, командиром отделения. Чаще всего его группе поручалось захватывать «языков» на приграничных территориях Финляндии.

Позже он вспоминал об одном из боевых эпизодов: «Как-то пошли в разведку всем взводом. Нас обнаружили, и так получилось, что противник на пригорке, а мы внизу». Но наш земляк не растерялся, встал во весь рост и с криком «Ура! За Родину!» ринулся на врага. Его примеру последовали другие бойцы, которые взяли и пленных, и оружие.

Боевые действия на финской границе закончились 4 сентября 1944 года. Полк, в котором служил Евтушенко, отправили в Восточную Пруссию, а Ивана Ивановича – в школу офицеров. Там его и застала весть о победе. А вскоре после окончания войны его отозвали из армии, чтобы продолжить работу в школе.

Преподавал в теперь уже исчезнувших селах Федоровка и Петропавловка Благовещенского района. Потом возглавлял Александровскую школу, которая сейчас – в Суетском районе.

Но где бы, на какой должности – учитель географии или инспектор отдела образования – ни трудился Иван Иванович, всегда учил ребятишек одному – беречь свою Родину!

Учитель, майор в отставке встретил все предыдущие юбилеи Великой Победы. Однако до 65-летия окончания войны не дожил…

В духе боевой выучки

Пётр Яковлевич Елисеев в 1937 году намеревался получить специальность зоотехника-пчеловода в Барнаульском сельскохозяйственном техникуме. Но после окончания трёх курсов его направили учителем начальных классов Ильинской школы Тюменцевского района – теперь это территория Шелаболихинского района. Но деятельность молодого педагога в феврале 1942 года прервала война.

А уже 3 апреля 1942 года он стал пулемётчиком подразделения 54-й армии Волховского фронта. Через две недели началось наступление наших частей в районе Любани с целью перерезать Октябрьскую железную дорогу и не дать фашистам перебросить войска от Ленинграда под Москву.

Но Петру Яковлевичу не довелось участвовать в завершающей фазе этой операции: утром 21 апреля был ранен в ногу. После операции начались мытарства по госпиталям. В конце концов по вердикту медицинской комиссии направлен в запасной полк Еланских лагерей, которые располагались у города Камышлова, где он остается до конца войны. Занимался подготовкой резервов для Сталинградского фронта.

Домой старшина Елисеев прибыл в декабре 1945 года. Снова работал в Ильинской школе – учителем, завучем, а потом 21 год – директором.

Благодаря его настойчивости в начале 1960-х годов удалось возвести новое здание школы. Петру Яковлевичу за помощью пришлось даже обращаться к депутату Верховного Совета РСФСР, председателю российского правительства Дмитрию Полянскому, который в годы войны работал на Алтае. И в 1965 году типовое здание восьмилетней школы было достроено. Там он воспитывал молодёжь в духе боевой выучки.

 

Автор выражает благодарность С. Нечаеву, Т. Клевакиной, семье Пастуховых,
М. Свиридову, редакциям газет Чарышского, Благовещенского, Шелаболихинского районов
за предоставленные материалы.

Фоторепортаж