НЕ УЙДЕШЬ!

КАК В БАРНАУЛЕ РАЗЫСКИВАЮТ ЛИХАЧЕЙ

00:00, 02 декабря 2010г, Общество 1393


НЕ УЙДЕШЬ! Фото №1

Обычно у него редко выпадает свободная минутка. Сегодня ночью майор Иван Калиниченко опять работал: искал водителей, скрывшихся с места аварии. Он – начальник отделения по розыску полка ДПС при краевой ГИБДД.

Только за последние полгода в городе произошло почти 2 тысячи аварий, виновники которых предпочли уехать с места происшествия. “Это много, - отмечает Иван Калиниченко. – Причина львиной доли ДТП – слабая подготовка водителей в наших автошколах”.

- Кто чаще всего скрывается с места аварии?

- Как правило, это две категории водителей, которые либо пьяны, либо у них нет страхового полиса. Конечно, иногда автовладельцы впадают в состояние аффекта. Не так давно пожилой мужчина сбил насмерть пешехода на улице Северо-Власихинская. По сведениям очевидцев, пройдя несколько метров, машина остановилась, но потом резко рванула и исчезла за поворотом. Когда мы нашли нарушителя, он честно во всем признался. Сказал, что в тот момент просто сильно испугался, поэтому не смог заставить себя выйти из автомобиля.

- Как вы ищете таких водителей?

- Нам помогают свидетели, камеры наблюдения. Объясню на примере. Как-то раз ночью на проспекте Красноармейском прямо на пешеходном переходе сбили 19-летнюю студентку. Водитель оставил девушку умирать, никакой помощи ей не оказал. На месте происшествия мы нашли кусочек краски синего цвета и осколок фары. Стали просматривать камеры наружного наблюдения, установленные по всему проспекту. Заметили, что возле Сити-центра около 12 часов ночи поворачивала машина, у которой не горела одна фара. Вот первая зацепка. По маленькому кусочку краски определяем ее код. Кстати, этот кусочек был размером в ноготок. Наш сотрудник в буквальном смысле ползал по дороге, чтобы найти хоть какую-нибудь улику. По осколку фары можно определить марку машины. Улики, как пазлы, составляют полную “картину”. Стало понятно, что нарушитель сидел за рулем “Тойоты-Висты”. Оставалось только сделать выборку из базы данных ГИБДД и побеседовать с владельцами машин этой марки.

- Правда, что у гаишников есть чутье на нарушителей?

- Общаясь с ними по телефону, уже можно многое понять. У лихачей одна и та же отговорка. Когда просишь их подъехать в ГИБДД для выяснения обстоятельств, они соглашаются. Правда, в назначенное время не появляются. Когда перезваниваем, начинают в спешке что-то объяснять про срочную командировку. Был один такой лихач, который “ездил” по командировкам несколько дней. Тогда мы сами к нему нагрянули и… за 10 метров от дома почувствовали запах краски. Оказалось, что парень бегал от нас неспроста: перекрашивал машину после аварии.

- Все найденные на месте ДТП улики вы отправляете в лабораторию для изучения?

- Да что вы! У нас не Америка, никаких лабораторий нет. У всех моих ребят большой опыт работы в отделе розыска. Главное – внимательность, наработанная годами. Как правило, если произошло ДТП, то какая-то улика все равно должна остаться. А вот умение найти ее - дело профессионалов.

- Были случаи, когда нарушитель, убегая с места аварии, забывал там свои вещи?

- Летом на новом мосту парень сбил пешехода. Выйти из ситуации он решил простым способом: бросил машину на городском пляже и заявил об ее угоне. Якобы человека-то сбили на его автомобиле, но он к этому уже не имеет никакого отношения. Только вот убегая с пляжа, молодой человек обронил рядом с машиной все свои документы. Для нас это был сигнал! Когда начали выяснять ситуацию, нарушитель стал путаться в ответах. Но у него оказались очень порядочные родители: они поговорили с сыном и уговорили его написать чистосердечное…

- В каких случаях не удается найти виновников ДТП?

- Мы раскрываем 8 из 10 происшествий. Как правило, нарушителя не найти в том случае, если он сбил человека ночью, на пустынной загородной дороге. Здесь нет ни свидетелей, ни камер наблюдения. Но бывают исключения. Один раз нам позвонил мужчина. “Помните, полгода назад было происшествие со смертельным исходом?” – “Да, помним”, - ответил ему наш сотрудник. “Так вот, водителем-нарушителем был мой сосед!» Не обманул: в машине его соседа под ковриком эксперты нашли следы засохшей крови. Владелец автомобиля действительно несколько месяцев назад наехал на пешехода и скрылся с места. Во время гулянки он рассказал об этом своему другу, с которым позже поссорился. И тот ему отомстил.

- А есть такие нарушители, которых вы уже знаете в лицо?

 

- (Смеется). Даже целую семью, которая живет в Барнауле! Отец и несколько его сыновей постоянно попадают в аварии. Причем виновники – всегда они. Стукнут другую машину и…наутек! Приезжаем на место ДТП, сразу узнаем знакомый почерк. Их телефоны лежат у нас в отделе на самом видном месте. Звоним главе семейства, а он, едва услышав в трубке голос сотрудника ГИБДД, говорит: “Да, это опять мы натворили. Сейчас приедем сдаваться!”

- Но водитель ведь не всегда бывает виновен в аварии, добавляют проблем и пешеходы…

- По статистике, 70 процентов ДТП происходит по вине пешеходов. У нас нет культуры соблюдения правил дорожного движения. Я часто бываю в командировках, даже в соседних регионах ситуация на дорогах иная. Там никто не станет переходить улицу на красный свет. А что происходит в Барнауле? Как-то раз еду на служебной машине по городу. В оживленном месте, да еще не по зебре, улицу перебегает бабушка с маленьким ребенком. Я остановился, чтобы пропустить их, но по громкой связи говорю: “Какой же вы, бабушка, нехороший пример показываете своему внуку”. Вместо того чтобы осознать свою ошибку, старушка «доходчиво» объяснила, куда мне стоит идти со своими нравоучениями. В общем, пешеходов надо тоже перевоспитывать, а не только одних водителей…

Фоторепортаж