ГРАЖДАН ПРИЗЫВАЮТ К «НАКОПИЛОВКЕ», А ОНИ УПИРАЮТСЯ

00:00, 26 марта 2010г, Экономика 3013


ГРАЖДАН ПРИЗЫВАЮТ К «НАКОПИЛОВКЕ», А ОНИ УПИРАЮТСЯ Фото №1

Руководство Министерства здравоохранения и социального развития поручило специально созданной рабочей группе подготовить варианты реформирования пенсионного законодательства, сообщило РИА «Новости».

По словам замминистра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, предложения, разработанные рабочей группой, до конца первого полугодия будут переданы руководству страны, и в случае их одобрения в пенсионное законодательство будут внесены соответствующие поправки.

С 2002 года в России внедряется нынешняя пенсионная система, подразумевающая разделение пенсии на базовую, страховую и накопительную части. Но, по признанию Минздравсоцразвития, реформа буксует. «Одной из ошибок, допущенных в реформе 2002 года, было то, что частный по своей природе компонент, связанный с накопительным страхованием, в целях упрощения охвата населения был погружен в обязательное пенсионное страхование»,- говорит Юрий Воронин.

Задача – достичь к 2023 году для средней пенсии уровня не менее 70% утраченного работником заработка при условии 30-летнего страхового стажа. К планируемым 40% коэффициента замещения за счет страховой части еще 30% должно прибавиться за счет накопительной.

Система обязательного пенсионного страхования позволяет формировать личные пенсионные накопления из налогов, выплачиваемых работодателем. Всего в системе задействовано около 50 миллионов человек. При этом лишь 5,6 миллиона рискнули перевести накопительные части будущих пенсий в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Остальные граждане, запуганные разными мошенническими схемами, нести накопительную часть будущей пенсии частникам не спешат и предпочитают, чтобы ими управляло государство в лице Внешэкономбанка, которому доверено управлять этими средствами. Но доходность их невелика, отстает от инфляции, это не нравится государству. Ведь может так получиться, что до прожиточного минимума поднимать обесценившиеся накопительные пенсии придется именно ему.

По словам замминистра Мин-здравсоцразвития Воронина, цель реформы – охватить не менее 20% экономически активного населения негосударственными пенсионными программами на добровольной основе. Созданная группа будет работать над тем, чтобы сделать негосударственные пенсионные фонды «более эффективными и привлекательными для инвестирования, чему сейчас препятствуют некоторые особенности законодательства». «Нас волнует вопрос низкой доходности. И мы хотели бы включить те инструменты инвестирования пенсионных накоплений, которые давали бы наибольший эффект при гарантиях сохранности этих пенсионных денег», – заявил замминистра.

Одна из новаторских идей: если гражданин передаст НПФ накопительную долю своей пенсии, он может договориться о выплатах повышенной доходности, разумеется, при отказе от их пожизненного получения. Как утверждает Воронин, на Западе для НПФ вообще не характерно производство пожизненных выплат. Зато у гражданина полное право выбора – либо получает повышенные выплаты на период 5-10 лет, после чего уже не получает ничего, либо «для оформления пожизненной регулярной выплаты переведет их в страховой фонд».

Предстоит решить также вопрос организационно-правовой формы НПФ. «НПФ невозможно реорганизовать, его можно только создать или ликвидировать. Если учредитель теряет интерес к этому бизнесу, то другой заинтересованный инвестор не может его купить, соединить с другим фондом, укрупнить»,- сказал Воронин.

Для тех граждан, которые доверяют только государству, планируется создать НПФ, который будет утвержден государством. Другая обсуждаемая инициатива – наделение Роструда функцией надзора за НПФ, типа Росстрахнадзора за страховыми компаниями.

И еще надо определиться: чьей же собственностью является накопительная часть пенсии – работника, работодателя, который платит этот взнос, или НПФ?

Второй этап реформирования пенсионного законодательства назрел уже давно. «Накопительный элемент, введенный в 2002 году и призванный донести до граждан мысль о необходимости заботы о собственном будущем, действует сегодня не так эффективно, как ожидалось»,- говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. По его мнению, нужно освободить от всех налогов самостоятельные пенсионные взносы.

Но пойдет ли на это Минфин?

И член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева скептически оценила идеи Минздравсоцразвития по пенсионному реформированию. «Математически доказано, что обязательная накопительная система менее эффективна, чем распределительная, даже при снижении соотношения работающих и пенсионеров... Получается, что накопительная система эффективнее распределительной, если она действует 40 лет и если на 100 пенсионеров приходится менее 26 работающих. У нас же за 8 лет инвестирования средств отклонение их доходности от темпов роста ВВП составляет более 50%. Это значит, что идет обесценивание будущих пенсий», – считает она.

По мнению Дмитриевой, обещанные 70% от зарплаты для накопительной системы недостижимы никогда, поэтому «накопиловку» вообще нужно убрать из обязательных платежей. Дмитриева убеждена, что накопительная часть пенсии может и должна быть только добровольной. «Если четко обрисовать людям ситуацию, честно информировать их о том, кто и как использует их деньги, освободить добровольные пенсионные отчисления от налогов, граждане будут сами заботиться о своей старости. Вот тогда охват добровольной системой пенсионного страхования действительно может достигнуть 20% экономически активного населения», – полагает Дмитриева.

По материалам информагентств подготовил Алексей ГЕРАСИМОВ.

Фоторепортаж
Блоги