Солнце светит каждому

00:00, 18 марта 2011г, Общество 3358


Солнце светит каждому Фото №1

Минувший год для главного врача краевой офтальмологической больницы Александра Репина был знаменательным: он защитил диссертацию. А в начале нынешнего был удостоен краевой награды – медали «За заслуги в труде» - за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм.

Сто дорог – одна твоя

Интересно, какой была бы жизнь, если бы каждый человек заведомо знал, кем он станет в будущем, чего достигнет. Помогла бы такая предопределенность стать миру лучше? Впрочем, кому-то из людей (а возможно, и всем) судьба подает свои знаки. Только одни не замечают или не понимают их, другие не считают нужным им следовать. А третьи…

Александр Репин еще в школе решил, что станет врачом. Конечно, повлиял и пример мамы – она работала медсестрой. Но не только. В девятом классе он серьезно заболел. Долгое лечение в больнице, когда каждый день начинается с ожидания главного события – врачебного обхода и с надежды: что он скажет, твой доктор? Врачи представлялись всесильными – они понимают все, что происходит с тобой, что ты чувствуешь, лучше, чем ты сам.

Поступать в Алтайский медицинский они отправились с одноклассником и другом Юрием Зыковым.

- Мы дружим с третьего класса, - улыбается Александр Леонидович. – И все годы учебы в институте вместе комнату снимали.

Сейчас Юрий Николаевич Зыков – заслуженный врач РФ, заведующий отделением анестезиологии и реанимации краевого онкологического диспансера. Умение сохранить дружбу с детских лет и в зрелости – не просто редкостное везение. Оно в числе достоинств людей.

Что определяет характер человека?

- Семья у нас была замечательная, - говорит Репин. – Отец – учитель, директор школы, участник Великой Отечественной. Вообще-то он уроженец Владимирской области. В Поспелиху попал в годы войны, учился там в летном училище. И встретил маму. Нас, детей, было у них двое: мы с братом. Мне было восемь, когда родители переехали из села 12 лет Октября Поспелихинского района, где я родился, в город Рубцовск. Сейчас я уже старше отца. Но он остается для меня нравственным примером.

Свою врачебную специальность – офтальмологию – Александр Леонидович тоже выбрал рано, еще на третьем курсе. Интересовала техника, а глаз представлялся совершенным аппаратом.

- Мы пришли с одним из моих сокурсников на кафедру глазных болезней к доценту Алексею Алексеевичу Симонову и сказали, что хотим стать окулистами, - вспоминает Репин. – Получили тему для студенческого научного исследования: измеряли показания глазного давления у кроликов на фоне введения гормонов щитовидной железы. Даже статью опубликовали. А на пятом курсе был набор офтальмологов в субординатуру. Учеба в ней помогла создать определенный задел знаний по целому направлению детской офтальмологии.

 

«Лужу, паяю, ЭВМ починяю…»

- После окончания института Симонов предложил мне остаться на кафедре и поработать старшим лаборантом. В 1979-м окончил ординатуру, стал ассистентом кафедры глазных болезней. Работать приходилось много, до 14 часов в сутки. Начал задумываться: а чего достиг? Мне уже 32 года, зрелый врач, много оперирую – и это все?

Решил: надо уходить с кафедры, хотя Алексей Алексеевич и не отпускал. Дождался, когда он уехал в командировку, и подал заявление, отправился, так сказать, в самостоятельное плавание. Организовал краевую лабораторию контактной коррекции зрения. Как не вспомнить добрым словом нашу кафедру: пока работал у Симонова, многое освоил, недаром о себе шутили: лужу, паяю, ЭВМ починяю. Первую контактную линзу сам и выточил. И за пять лет мы создали в крае несколько филиалов нашей лаборатории. Получилась одна из крупнейших сетей в Союзе – по объемам, по штату.

За эту работу Александр Репин был удостоен звания заслуженного врача РФ.

- Собственно, нам удалось создать своего рода мини-завод. Хозрасчетное подразделение, которое частично финансировалось государством. Линзы делались для пациентов всегда индивидуально, - подчеркивает Репин. – А вообще контактная коррекция зрения помогает слабовидящим увидеть мир.

 

Становление

- Александр Леонидович, в 1992 году краевой госпиталь сменил свой адрес: переселился в только что отстроенный комплекс в нагорной части краевого центра. А в это здание на улице Советской, 8 переехала…

- ... краевая офтальмологическая больница. Причем 31 декабря. И в мае 1994 года меня назначили главным врачом. Период был очень напряженный. Вспомните, как все бедствовали тогда, и не только здравоохранение. А нам надо было создавать единый коллектив из трех подразделений: краевого противотрахоматозного диспансера, существовавшего с 1935 года, краевой детской глазной больницы и лаборатории контактной коррекции зрения. Сюда же вошло уникальное отделение глаукомы во главе с Ларисой Константиновной Дружковой. И нужно было провести реструктуризацию нового лечебного учреждения таким образом, чтобы оно стало головным в крае. Нас хорошо поддержали – спасибо администрации – в подготовке кадров, в техническом оснащении. При всех сложностях того времени мы смогли по оснащению сравняться с лучшими клиниками страны. Удалось создать мощный организационно-методический центр во главе с Александром Смоляковым. Возоб-новили работу научного общества офтальмологов – в него вошло более ста врачей. За последние годы провели две научно-практические конференции в Белокурихе с участием лучших специалистов страны, несколько межрегиональных конференций по детской офтальмологии.

Еще одно позитивное явление – пробудился интерес к научной работе. В прошлом году – после стольких лет затишья! – были защищены три диссертации, кандидатами медицинских наук стали Светлана и Александр Макагон и ваш покорный слуга. Есть перспективы еще у 3-4 коллег – их работы по своим темам близки к завершению.

Примерно 20 процентов коллектива – это доктора со стажем 5-10 лет, самый активный, деятельный возраст, когда есть и знания, и определенный опыт, и тяга ко всему новому, передовому. Удалось заявить о себе и на общероссийском уровне – взять конференцию, которая только что проходила в Москве в начале марта, по ее программе с очень интересным докладом о внедрении в крае современных методов лечения заболеваний глаз выступил наш врач Владимир Ткачев. Это означает, что в крае офтальмология на хорошем уровне, нас уже знают. Заслуга в этом всего коллектива. Хочется отметить, что в последние пять лет администрация края уделяет большое внимание развитию офтальмологии. Приобретается современное оборудование, выделяются средства на повышение квалификации кадров.

 

Руки золотые

О своем коллективе, о коллегах-врачах он может рассказывать долго – и для каждого найдет доброе слово. Заместитель по лечебной работе Надежда Логвиненко («ее принципиальная позиция – сохранение лучшего, что было в нашей медицине в советское время»), Лариса Дружкова («это наш бренд, она обладает высочайшим мастерством»), Наталья Чайка, Олег Тарасов («они осваивают методики, применяющиеся у нас в лучших клиниках страны»), Андрей Журавлев («руки золотые»), Ольга Сафонова («представьте, она начинала у нас медсестрой, выучилась и вот теперь – один из ведущих врачей-микрохирургов»), Оксана Шевченко, Анна Сиверина («замечательные хирурги»). В детской офтальмологии – Владимир Лебедев («главный детский офтальмолог края»), Юрий Хмара («заслуженный врач России»), Татьяна Ретенко («она единственная в крае, кто владеет всеми методами функциональной диагностики заболеваний глаз»)… Диагностическая служба, которую возглавляет Александр Макагон, – ведущая в области лазерной диагностики и лечения… «Мы работаем для того, чтобы люди видели, чтобы понимали: солнце светит всем!»

Важным шагом стало получение больницей лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. В прошлом году по квотам пролечили 154 больных, в этом году краевым бюджетом предусмотрено 179 квот пациентам с тяжелой патологией глаз. К тому же нынче благодаря содействию Главного управления администрации края по здравоохранению будет открыто дополнительное финансирование из федерального бюджета в объеме около 25 млн. рублей, из них почти 8 млн. предназначены на организацию специализированных офтальмологических кабинетов в центрах здоровья.

Благодаря внедрению системы отдаленной регистратуры – через Интернет – более половины талонов на прием к врачам получают сельские жители. Теперь людям нет нужды томиться в очередях у окошка регистратуры, гадая, удастся ли сегодня попасть к врачу, они приезжают в Барнаул, уже точно зная время приема в нужном кабинете. Помощь офтальмологов краевой больницы стала доступнее, что, конечно, требует большей четкости в работе. Но вот оплата труда по-прежнему остается «больным» местом. И если у врачей со стажем есть доплаты, то молодым специалистам сложнее.

– Многие вынуждены брать работу по совместительству в частных фирмах, а это без потерь не обходится, - сокрушается главный врач. Реформирование, а именно этот процесс стоически переживает сейчас отрасль, всегда тяжело сказывается на людях.

Фоторепортаж