«Прилипала»

Иногда в малых дозах она полезна, но в большинстве случаев навязчива

00:00, 07 апреля 2011г, Общество 1054


«Прилипала» Фото №1

Реклама окружает нас повседневно и повсеместно. От нее не спрятаться, не скрыться. Задорные слоганы и заманчивые предложения приходят прямо в наш дом через почтовый ящик, радиоприемник, телевизор и даже через мобильный телефон. А спокойно пройти по улице, не спотыкаясь взглядом о всевозможные восклицательные и вопросительные знаки, которые бросаются на нас с рекламных растяжек и объявлений, – мечта почти неисполнимая.

Полиграфический бум

Огромные щиты, бесконечно длинные растяжки, вывески в полдома – все это пестрой мозаикой легло на краевой центр. Да, и рекламодатели, и производители - явно не сторонники минимализма. Содержание «шедевров» в основном не отклоняется от стандартной схемы: название и адрес компании; акции, скидки в цифрах; легкая, позитивная иллюстрация. Но иногда попадаются и креативные избытки.

Взять хотя бы изрядно намозолившую глаза рекламную акцию свадебного салона, вышедшего на улицы города с лозунгом «Одень невесту!». Слоган, может быть, и неплохой, но зачем нужно его настолько опошля… упрощать картинкой? Интересно, предстоит ли вторая часть акции под лозунгом «Одень жениха»? Появятся ли новые плакаты, только уже с молодым человеком в семейных трусах?

Еще одна странная реклама размещена одним из магазинов на ул. Пионеров (Октябрьский район Барнаула). Она интригует граждан: «Сэкономьте деньги». Удивительность ее в том, что о потребительском кошельке вдруг заволновался продавец крепких спиртных напитков. Вот уж «предмет первой необходимости»!

– Мы законы не нарушаем, с недобросовестными рекламодателями не работаем, – рассказывает директор рекламной фирмы Сергей Долгополов (его компания среди прочего специализируется и на широкоформатной печати). – Хотя возникают трудности из-за того, что местные заказчики редко знают, что хотят увидеть в итоге.

По его словам, в большинстве случаев просьба одна: «Чтобы красиво было». С такими мы заранее обговариваем варианты и стараемся совместить пожелания клиентов с их возможностями, в первую очередь с финансовыми. Проще работать с федеральными сетями, так как у них уже есть четко сформулированные требования, не нарушающие законов.

Мини-формат

А между тем краевую столицу еще больше завешивают и облепляют со всех сторон. Преуспевают в этом деле и работники малых форм – расклейщики объявлений. Где только не наследили трудяги: на стенах зданий, фонарных столбах, остановочных павильонах и даже на деревьях – всюду трепыхаются неопрятного вида кусочки коммерческих «аппликаций».

Содержание этой печатной продукции часто вызывает массу вопросов, а иногда и того хуже – подозрения. Например, на белом листе с высокой художественной точностью изображен мобильный телефон (автор, похоже, обвел по контуру корпус, а потом кропотливо вырисовывал каждую кнопку).

Текст тоже выведен от руки, но отнюдь не художественно: корявые печатные буквы разного размера (возможно, на каллиграфию и орфографию терпения не хватило). Цитирую источник без изменений: «Имеется: блютус, камера, зарядка (нет)». Похоже, и документов на технику тоже нет.

Завершающий аккорд в этом шедевре кустарного производства: «Стоимость: 2500 руб. Цена: договорная». Судя по тому, что номер организатора торгов кто-то оторвал, это объявление вызвало подозрения только у меня. Хотя, может быть, уличным художником заинтересовались компетентные органы?

А ведь совсем недавно местные власти приняли документ, призванный отрегулировать размещение наружной рекламы. Городская дума своим решением (N 423 от 22 декабря 2010 г.) взяла под охрану архитектуру Барнаула. Пока никаких изменений не последовало. Может, оно и к лучшему: вдруг внешность краевой столицы пострадает гораздо больше. Это если снимут всю рекламную шелуху и свету явятся потертые фасады домов и косые заборы.

Мобильная атака

Вы еще не знаете о наших новых услугах и скидках? Тогда мы идем к вам! Тут же на номер мобильника оператором отправляются десятки сообщений с предложениями познакомиться, поиграть, скачать или подключить какую-либо свежепридуманную ерунду. Особенно большой «урожай» СМСок приходится собирать и сортировать после пополнения счета.

Возмущение вызывают уверения в том, что ты победил, даже не участвуя, в какой-то викторине-лотерее. Типа теперь до приза один шаг – звонок по особому платному номеру. Хорошо, если цены за такие переговоры указаны сразу, и, погнавшись за журавлем в небе, доверчивый счастливчик не потеряет все деньги с телефонного счета на руках.

В данном случае против спама есть приемы. Причем вполне бесплатные, но с долей сложности. Клиенту необходимо позвонить с мобильного в сервисную службу своей сотовой компании. Путем набора магических числовых комбинаций, подсказанных автоматом, важно добиться соединения с живым оператором и передать ему свое желание избавиться от рекламных рассылок.

Этот «добрый волшебник» поможет исполнить вашу мечту и снять проклятие мобильного спама, а заодно поведает судьбу дальнейшего обслуживания расколдованного номера. Например, компания «МТС» предупреждает своих клиентов, что, отказавшись от рекламы, абонент не получит сообщения о состоянии баланса. Такая информация будет доступна только при звонке в специальные сервисы.

Подключается все с легкостью и без нашего согласия, а вот чтобы отключить навязанные услуги, приходится потрудиться.

Операция «Почтовый ящик»

Гораздо больший натиск спама приходится выдерживать почтовым ящикам. И не только электронным.

Вполне реальные горы макулатуры, на доставку которой граждане не давали согласия, приходят к адресатам по всему краю. Тексты посланий как под копирку: «Купи побольше и срочно». Также рекламорассылатели любят поиграть на самолюбии потенциального клиента, назвав его господином/госпожой, указав имя и фамилию. Либо делают ставку на азарт, посулив призы и подарки.

Ух! Аж в глазах рябит от этих «вырежи-сотри» и «заполни-отправь». Неужели на этих «доставал-прилипал» нет никакой управы?

- К сожалению, наша служба большой помощи получателям каталогов здесь не окажет, – объясняет пресс-секретарь Алтайского филиала «Почты России» Анастасия Каташева. – Через отделения связи проходит лишь незначительный процент того, что люди находят в своих почтовых ящиках. Так как в подъезды заходят не только почтальоны. Да и отказать в отправке рекламных материалов мы не можем, потому что это одна из наших прямых обязанностей – доставлять корреспонденцию.

Напоследок

Избавляться от назойливых «писем счастья» приходится самостоятельно. Солидные фирмы вместе с предложениями купить вкладывают и бланки отказа. Заполнив и отправив сей небольшой документ, вы запретите использовать свои персональные данные в последующих рекламных кампаниях и защитите себя от бесполезных рассылок.

Если бланка нет, нужно написать заявление-отказ самостоятельно. В любом случае отправлять его лучше, составив на почте перечень документов в конверте. На всякий случай стоит сохранить копию письменного отказа и описи… Мало ли что в жизни пригодится.

А маркетологи тем временем придумывают новые и новые ходы. С каждым часом пиар-технологии захватывают дополнительную аудиторию и территорию. Хорошо бы еще количество перерастало в качество.

Нелли ФИЛИМОНОВА

Фоторепортаж