Бюджет и другие законы

27 октября состоялась очередная, 46 сессия Алтайского краевого Законодательного Собрания

00:00, 29 октября 2011г, Политика 3390


Бюджет и другие законы Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Пожалуй, главным ее вопросом стало рассмотрение закона «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов».

Документ депутатам представили начальник управления прогнозирования социально-экономического развития и программного планирования Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Николай Чиняков, заместитель губернатора края, председатель комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир Притупов, председатель комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко.

Первое чтение предполагает рассмотрение основных показателей бюджета. По принятому документу доходы краевого бюджета на 2012 год предусмотрены в сумме 52,9 млрд. рублей, расходы – 57,6 млрд. рублей, или 107 и 114 процентов к первоначальному плану краевого бюджета на 2011 год соответственно. Прогнозируемый объем дефицита − 4,6 млрд. рублей. Доходы краевого бюджета на 2013 год предусмотрены в сумме 55,6 млрд. рублей, на 2014 год – 56,7 млрд. рублей. Расходы на 2013 год запланированы в размере 57,3 млрд. рублей, на 2014 год – 59,1 млрд. рублей. Дефицит краевого бюджета составит в 2013 году 1,8 млрд. рублей, в 2014 году – 2,4 млрд. рублей.

При определении доходов краевого бюджета учтены изменения налогового и бюджетного законодательства, а также изменения в части полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При определении расходов краевого бюджета учтены средства на повышение заработной платы, индексацию социальных выплат гражданам, а также расходы на реализацию краевых и ведомственных целевых программ, участие края в федеральных программах.

В процессе обсуждения депутаты высказывали свое мнение по поводу бюджета.

Александр Романенко сообщил, что в результате предварительного обсуждения было принято решение рекомендовать краевому Законодательному Собранию увеличить доходы бюджета на 300 миллионов рублей. В том числе 210 миллионов – за счет налога на прибыль, 40 миллионов – за счет неналоговых доходов и 50 миллионов – за счет увеличения налогов за счет госпошлины. На такой же объем предлагается увеличить и расходы бюджета.

А вот Виталий Сафронов считает, что бюджет будущего года меньше нынешнего. Поэтому его нужно увеличить. Вместе с тем в техническом плане бюджет подготовлен профессионально.

- В ходе работы над проектом бюджета высказывался ряд критических замечаний по его поводу, - сказала Елена Клюшникова. – Очень надеемся, что ко второму чтению эти замечания будут учтены, а увеличение дефицита бюджета позволит более полно финансировать социальные программы.

- На мой взгляд, документ подготовлен высокопрофессионально, - считает председатель комитета по здравоохранению и науке АКЗС Александр Лазарев. – В нем есть увеличение финансирования социальной сферы и рост собственных доходов бюджета. Это говорит о том, что бюджетная политика выбрана правильная.

Председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению Стелла Штань заметила, что бюджеты городов, районов, сел получат в 2012 году на шестьсот миллионов рублей больше в связи с тем, что произведены изменения нормативов по налогу на доходы на физических лиц в пользу муниципалитетов.

- Бюджет края имеет ярко выраженную социальную направленность, - подчеркивает председатель комитета по социальной политике Ирина Солнцева. - На развитие образования с учетом губернаторской программы «75х75» только в этом году было направлено более двух миллиардов рублей. В будущем году финансирование программы, улучшающей качество жизни людей пожилого возраста, достигнет почти что одного миллиарда рублей. Особое внимание уделено развитию дошкольного образования. В течение двух ближайших лет проблема нехватки мест в детских садах будет решена.

- Прогноз, разработанный нашими экономическими ведомствами, я бы охарактеризовал как осторожно оптимистический, - сказал депутатам губернатор Алтайского края Александр Карлин. - Это значит, что к каждой приведенной в проекте бюджета цифре можно добавить «не менее». К примеру – не менее 106 процентов роста валового регионального продукта, не менее 101,5 процента роста в сельском хозяйстве и так далее… Причем эти цифры выражаются в натуральных, а не стоимостных показателях. Речь идет о приросте производства молока, мяса, зерна, промышленных изделий. Это свидетельство реального роста экономики.

У кого-то возникает вопрос: насколько мы сегодня можем предвидеть то, какие средства будет транслировать нам на региональный уровень? В той мере, как это заложено сегодня в федеральном бюджете, мы это учли. По сути дела, происходит переход к программно-целевому методу бюджетирования. Правительство и федеральный законодатель значительное количество средств резервируют под федеральные программы, а затем эти суммы распределяются в зависимости от того, насколько грамотно, эффективно и своевременно действуют регионы. Самый свежий пример – несколько дней назад стало известно, что есть решение правительства РФ в рамках федеральной целевой программы энергосбережения направить нам дополнительно 260 миллионов рублей. Деньги в первую очередь пойдут на реконструкцию помещений системы образования. Но ведь эти средства мы не могли тогда спрогнозировать, потому что год назад данная программа не была сформирована. Поэтому мы надеемся, что параметры федеральной поддержки будут не ниже нынешних. Но закладывать их в бюджет будущего года мы не можем, иначе создадим массу проблем экономике и населению… Вместе с тем с учетом инфляции на каждого жителя края в 2012 году мы будем тратить денег на десять процентов больше, чем нынче. И люди это почувствуют.

- Рассмотрение проекта бюджета депутатами всегда проходит бурно. Нынешняя сессия тоже не стала исключением, - считает председатель АКЗС Иван Лоор. – Но, несмотря на это, закон в первом чтении был принят почти единогласно. Это говорит о том, что мы умеем работать слаженно и смирять свои партийные амбиции ради выверенного решения.

Бюджет следующего года социально ориентирован. Ведь впервые социальные обязательства здесь будут составлять около 73 процентов. Вместе с тем большие суммы предусмотрены на дорожную отрасль, поддержку агропромышленного комплекса, инвестиционной деятельности, промышленности. Не оставлено без внимания развитие туристической отрасли в нашем регионе. Но об этом мы более подробно будем говорить на ноябрьской сессии при принятии закона о краевом бюджете в окончательной редакции.

Отвечая на вопрос журналиста «АП» о том, можно ли жителям края рассчитывать, что сумма бюджета будущего года будет увеличена, председатель АКЗС ответил: «Вспомните, бюджет текущего года был принят в объеме чуть более пятидесяти миллиардов рублей. А то, что он перешагнул за отметку 60 миллиардов, заслуга губернатора и его команды. Это системная, последовательная работа по привлечению финансовых средств в рамках федеральных программ… Раньше наши политические противники критиковали нас по поводу того, что мы не увеличиваем дефицита бюджета до разрешенных законодательством 15 процентов. Теперь это было сделано. Во время обсуждения проекта бюджета некоторые депутаты высказывали мнение о том, что нельзя чуть ли не каждый месяц вносить изменения в бюджет. Но, согласитесь, такие решения, направленные на улучшение жизни каждого гражданина Алтайского края, можно принимать хоть каждую неделю».

Депутаты приняли и закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов». Как сообщила исполнительный директор ТФОМС края Ирина Долгова, прогнозируемый общий объем доходов бюджета фонда на будущий год составит 10 057 299,4 тыс. рублей, общий объем расходов – 10 129 653,1 тыс. рублей, предельный объем дефицита бюджета 72 353,7 тыс. рублей.

Но практика показывает, что не все лекарства люди используют себе во благо. Поэтому сразу в двух чтениях были приняты и изменения в закон «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае». Как сообщил председатель комитета АКЗС по законности, правопорядку и защите прав граждан Андрей Осипов: «Документ подготовлен в целях защиты прав и свобод человека и гражданина в части сохранения жизни и здоровья граждан, предупреждения распространения дезоморфиновой наркомании. Дезоморфин является в настоящее время вторым по популярности в России нелегальным наркотиком после героина, при этом стремительно набирает популярность. Причина этого – доступность кодеинсодержащих препаратов, в домашних условиях несложно сделать реакцию превращения кодеина в дезоморфин. Легкодоступность, а также часто случающиеся смертельные передозировки делают его крайне опасным для общества наркотиком».

По данным федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, объемы ежемесячно изымаемого дезоморфина за последние два с половиной года возросли в 60 раз. В связи с этим статья 17 закона «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» дополнена нормой, в соответствии с которой лекарственные препараты с малым содержанием кодеина или его солей будут отпускаться в медицинских целях по рецепту с обязательным его гашением и изъятием аптечными организациями.

- Понятно, что такой рост потребления кодеинсодержащих препаратов не связан со столь значительным ростом заболеваемости, - считает Иван Лоор. – Поэтому закон учитывает просьбы родителей, озабоченных будущим своих детей. И этот документ, который вступает в силу с 1 декабря, был принят депутатами единогласно.

В окончательной редакции был принят и закон «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2012 год». Как сообщила заместитель начальника управления края по труду и занятости населения Надежда Толькольникова, с нового года эта цифра составит 5147 рублей. При расчете величины прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2012 год учтены темп роста прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, установленный в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», и прогнозируемый на 2012 год индекс потребительских цен.

Фоторепортаж