Старый опыт - в новую жизнь

О возрождении незаслуженно позабытых потребительских кооперативов

00:00, 15 ноября 2011г, Общество 2154


Старый опыт - в новую жизнь Фото №1

В 1916 году в Алтайской губернии насчитывалось порядка двух тысяч кооперативов разных форм деятельности. Самым распространенным видом кооперации были кооперативы по сбыту и переработке молока - 858 заводов и артелей по всему Алтаю. В Бийском уезде они составляли ровно половину всех кооперативов. Средняя маслодельческая артель объединяла приблизительно 230 членов и перерабатывала молоко от 670 коров – примерно 55% всех молочных коров, содержавшихся в районе маслодельного завода. Бытовало даже в то время мнение, что на Алтае царит не капитализм, а кооперативизм. Сегодня идея воссоздания такой либо примерно такой картины вновь стала насущной. В частности, в нашем регионе была принята и действует программа «Создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае на 2009-2012 годы».

Пилотный проект

В крае три года назад появились первые кооперативы уже не двадцатого, а двадцать первого века. Такой пилотный проект активно и довольно успешно осуществляется в Тальменском районе. Отцом-основателем его является Олег Махнаков (на снимке). В создании снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива «Колос» приняли активное участие и специалисты Главного управления сельского хозяйства края. О работе этого предприятия Олег Николаевич рассказывал на выездном заседании Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Алтайского края, которое прошло в Алейске 3 ноября, участники этого мероприятия мало того, что слушали его с большим вниманием, - настоятельно рекомендовали заинтересованным ведомствам активно использовать этот опыт на всей территории края.

Олег Махнаков хоть и горожанин, что такое сельский труд знает не понаслышке. Еще школьником не одно лето пас в деревне общественное стадо, довольно неплохо при этом для мальчишки зарабатывая. Доверяли ему селяне свою сырьевую базу, то бишь своих буренок, тогда, доверились и сейчас. Имея два высших образования – техническое и экономическое, он, кроме того, прошел обучение по Президентской программе переподготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ и был направлен на стажировку в Германию в области сельского хозяйства. Увидел, что практически все немецкие крестьяне, небольшие их предприятия объединены в разного рода организации. Тогда и появилась у него идея создания сельхозкооператива «Колос». В 2008 году началось ее воплощение в жизнь.

Не выходя со двора

Сегодня этот кооператив обслуживает одиннадцать сел Тальменского района, и каждый день его исполнительный директор работает в одном из них – на месте оперативно решает насущные вопросы по кормам и сбору молока, а в последнее время и о поставках владельцам ЛПХ как доильного, так и холодильного оборудования. При таком раскладе крестьянину нет необходимости заниматься решением оргвопросов, но только делать свое привычное, хорошо знакомое ему крестьянское дело – обиходить скот, подоить коров, охладить молоко и сдать его сборщику. Все, как говорится, на дому, практически не выходя за пределы своего хозяйства.

При приеме молока используется компьютерная система, когда при доставке его на завод берется обезличенный номерной анализ. Заинтересованность лаборанта здесь исключена абсолютно. Исказить что-то нельзя. Компьютер по номеру определяет сдатчика и начисляет ему деньги за полученное сырье. Приемлемая закупочная цена становится возможной исходя из того, что кооператив не сдает молоко, а торгует конечным продуктом. Это мягкие сорта сыра, которые производятся на входящем в кооператив в качестве юридического лица молокоперерабатывающем предприятии «Рикон». Есть в кооперативе и еще одно юридическое лицо - сельхозпредприятие «Гриф», в задачу которого входит обеспечение принадлежащего членам «Колоса» скота кормами и молодняком скота. Расчет за это осуществляется в течение года, причем частично в денежном выражении, а также с помощью высчетов небольшими долями при приеме молока от кредитора. Зная достаточно твердую цену на сыр, который кооператив продает в Омск, Томск, Хабаровск, Благовещенск, Москву, можно определять и среднюю цену на принимаемое молоко. В нынешнем году она составит здесь 11–11рублей 50 копеек за килограмм.

Не просить, но зарабатывать

За каждые 100 литров молока сдатчик получает специальный лотерейный билет, и так происходит в течение полугода. Затем кооператив нанимает артистов, они приезжают последовательно в каждое из одиннадцати сел, выступают с концертом, в торжественной обстановке награждается владелец ЛПХ, чье хозяйство сдало наибольшее количество молока. Приезжают также представители «Россельхозбанка», которые рассказывают о новых кредитных продуктах, предусмотренных для таких форм хозяйствования. Люди прямо на месте могут заняться их оформлением. В итоге получается настоящий праздник, которыми сельская глубинка сегодня зачастую очень обделена.

Крупным молокоперерабатывающим предприятиям заниматься такими вопросами обычно неинтересно. Объемы молока, которые можно получить в одном маленьком селе, для них являются очень незначительными, поэтому не стоит тратить силы и средства. Другое дело - малый бизнес, осуществляющий более короткую связь со своими клиентами, способный работать персонально с каждым из них.

– В нынешнем году нами привлечено 1, 4 миллиона рублей на кредитование членов кооператива – владельцев ЛПХ, - рассказывает Олег Махнаков. - Было приобретено 37 голов крупного рогатого скота. Люди, увидев, что сосед, имея большее, чем они, поголовье скота, сдает молока в месяц на десятки тысяч рублей (в отдельных ЛПХ месячная выручка за молоко достигала 80-90 тысяч рублей), всячески стараются выйти на такой же уровень работы. И кооператив им в этом оказывает всю возможную помощь. В результате жители сел, которые обслуживает «Колос», стали массово писать заявления с просьбой помочь им купить коров. Дало это и другой ощутимый эффект – если в прошлом году мы на это время собрали тысячу тонн молока, то сейчас уже 1300 тонн…

Вот реальный результат вложения кредитных средств в кооператив. По прошлому году в крае на эти цели в виде погашения части затрат на приобретение оборудования, КРС из краевого бюджета было выделено 3 миллиона рублей, нашему кооперативу - уже упоминаемые 1 млн. 400 тысяч. Нужно сказать, что три миллиона на такое дело - это совсем немного, притом что отдача от вложенных в работу кооператива денег, как видно на нашем примере, может быть и быстрой, и ощутимой.

И еще. В нынешнем году в регионе было собрано в ЛПХ 176 тысяч тонн молока, и его произвели люди, не тратящие время на хождение за пособием по безработице. Но их могло бы быть больше. На мой взгляд, деньги здесь надо вкладывать именно в тех, кто занимается своим, пусть и маленьким делом. Иначе они расхолаживают людей, лишают их стимула к труду, а значит, ни о каком повышении их уровня жизни, благосостояния не может быть и речи. Да, люди, ведущие ЛПХ, освобождены от налогов, но кооператив-то их платит, значит, государство получает свое. Заставь селян - владельцев ЛПХ заполнять сложную для них налоговую документацию, и уже этого будет достаточно, чтобы часть из них перестала заниматься своим делом.

Рассуждения на заданную тему

- Я знаю, что на сегодняшний день в крае зарегистрировано шесть сельскохозяйственных кооперативов, но сколько из них действительно действующих, реально развивающихся, не знаю, - продолжает Олег Махнаков. - Одно ведь дело - продекларировать, обозначить свои намерения и совсем другое – кропотливо, медленно воплощать их в жизнь. Скажем, после сообщений в прессе и сюжета на телевидении о «Колосе» мне много раз звонили с предложением приехать и организовать подобный кооператив в том или ином районе, я в ответ говорил, что в этом не заинтересован, но готов поделиться опытом, рассказать обо всем, что знаю в этой области. Звоните, договоримся о встрече. Но таких-то звонков как раз и не было уже.

Я думаю, проблема развития сельхозкооперации на Алтае связана не только с финансовой составляющей, хотя, конечно, три миллиона рублей на край - это совсем не много, учитывая цену той же охладительной техники, но и с психологическим фактором. Пока очень мало людей, желающих и способных заняться этим делом. Оно ведь и непростое, и долгое. Ведь к нам в кооператив поначалу вступило только семь владельцев ЛПХ, и чтобы довести эту цифру до 159, трудов было потрачено немало. А ведь сейчас кроме них молоко в «Колос» сдают ещё около 500 не входящих в кооператив владельцев ЛПХ.

Кроме того, при создании такого кооператива возможен и не очень приятный вариант развития событий. Вы создаете в отдаленных селах цепочку сдатчиков молока, стимулируете, кредитуете их труд, в селах становится больше КРС, растет количество сдаваемого их жителями молока, и вот тут появляется представитель крупного переработчика, предлагает им цену на 50 копеек больше вашей - и все, кооператива нет…

Такой метод работы, когда цена может плясать вверх-вниз и определяться не обоснованными расчетами, а сиюминутными интересами крупных переработчиков, приводит к тому, что поголовье КРС в личных подворьях не растет, нет интереса у крестьянина заниматься и повышением качества молока. Никто ведь не знает, какой на него завтра спрос будет, какую цену назначат. Потребуется переработчикам - дадут большую и за низкокачественное сырье, не потребуется - и за отличное мало что получишь. Понятно, что при таком раскладе заниматься делом серьезно и основательно мало кто захочет.

Необходимо урегулирование отношений между государством и сельскими кооперативами в плане изменения налогового законодательства, поскольку сегодня при работе с налоговиками и другими представителями властных структур «недоразумения» у нас возникают довольно часто. Очень сложная, отнимающая много времени отчетность еще, кстати, одна причина, по которой предприимчивый человек не захочет заниматься этим делом, и, наверное, еще и поэтому мы едва ли не единственный успешный кооператив такого плана в крае.

Фоторепортаж
Блоги