Боевым награждается орденом…

Награда героя 70 лет спустя вручена его дочери, проживающей в Бийске

00:00, 07 декабря 2011г, Общество 1280


Боевым награждается орденом… Фото №1

Снова и снова память возвращает пожилую бийчанку Нину Павловну в тот летний день в селе Шебалино. Она – четырехлетняя девочка, еще не подозревающая о том, что видит папу в последний раз. Ее отец, такой высокий, сильный и смелый, целует дочерей, крепко обнимает жену и легко запрыгивает в кузов «полуторки», где уже сидят такие же, как он, мобилизованные сельчане. Машина трогается с места, поднимая клубы пыли, а мать бежит за ней, провожая любимого до самой окраины села…

Биография Павла Ивановича ничем не отличается от биографий рядовых партийных активистов того времени. Родился в 1904 году в деревне Лежнево, что позднее окажется в Новосибирской области, служил в РККА, занимался профсоюзной деятельностью, хлебозаготовками. Везде показывал себя с самой лучшей стороны. Последняя его должность перед отправкой на фронт – пропагандист Шебалинского райкома ВКП(б).

25 июня 1941 года старший политрук Косенков отправился в 857-й стрелковый полк 254-й стрелковой дивизии, воевавшей в составе Волховского фронта…

Дом, где живут супруги Шадрины – Анатолий Матвеевич и Нина Павловна, уютно примостился на одной из тихих улочек Заречья. Хозяева радушно встречают заглянувших к ним зимним вечером журналистов. Разговор завязывается сразу – дочь Павла Косенкова долгие годы работала в киносети Бийска, знакома со многими известными в городе деятелями культуры. За беседой она раскладывает на столе старые фотографии, письма с фронта. Пожелтевшие листки бумаги, торопливый почерк – с первого взгляда эти весточки родным ничем не отличаются от миллионов им подобных, хранящихся едва ли не в каждой российской семье. Но есть и одна особенность, бросающаяся в глаза, – начинаются письма не совсем обычно: «Многоуважаемая жена Прасковья Игнатьевна…» Мало кто в наше время будет так уважительно обращаться в письмах к своей второй половинке (да чего греха таить, мы уже и разучились посылать и получать бумажные письма).

А Павел Иванович не мог иначе – настолько интеллигентным человеком он был и с таким уважением относился к людям. «Никогда мы не слышали от него ни одного грубого слова, - вспоминает его дочь. – Строгим он тоже не был: с нами всегда был мягок и ласков».

В одном из последних писем Косенков сообщает: «Я помню те свои слова, что я добьюсь правительственной награды, и в конце концов я ее получил. Эта награда меня еще больше воодушевляет на новые подвиги».

Письмо датировано 10 июля 1942 года. Это и есть тот самый орден Красной Звезды – приказ № 058/н по Волховскому фронту был подписан 29 июня.

В письме политрук умолчал об обстоятельствах, при которых воин заслужил награду. Возглавив отделение из трех десятков бойцов, Косенков провел блестящую операцию по захвату вражеского оружия. Отряд захватил 30 винтовок и два пулемета врага, не потеряв при этом ни одного человека. Об этом факте, к слову, не мешало бы знать тем, кто слепо вторит мифам, создаваемым скороспелыми «историками» и «публицистами» о «комиссарах», отсиживавшихся за спинами солдат и слепо гнавших их на убой.

Но Красная Звезда так и не дошла до своего героя. Во время тяжелых боев в сентябре 1942 года, когда советские войска отступали под натиском превосходящих сил противника, Павел Косенков был тяжело ранен, прикрывая отход своих бойцов из окружения. Его доставили в госпиталь, где на следующий день, 6 сентября, он скончался.

В похоронке, полученной вдовой Косенкова, было сказано, что лежит он на станции Жихарево в братской могиле. Но когда уже после войны Нина Павловна начала свои розыски места погребения отца, оказалось, что в списке бойцов, погребенных в этой могиле, фамилии Косенкова нет. Только в 2009 году её дочь отыскала в Интернете сведения о том, что Павел Косенков похоронен на станции Назия Ленинградской области.

В прошлом году Нина Павловна, которой тогда было 72 года, побывала на этой братской могиле, а затем обратилась и в военкомат Бийска, чтобы узнать о судьбе награды своего отца. «Это для нас было бы единственной памятью об отце, - говорит она. – Больше ничего от него у нас не осталось: что было – всё пришлось выменять в годы войны на хлеб».

- Мы сразу отправили запрос в Минобороны, - говорит начальник отдела военного комиссариата Алтайского края по Бийску и Бийскому району Владимир Терехин. – В течение года был получен ответ, и теперь удостоверение к ордену Красной Звезды наконец-то дошло до Бийска и передано дочери награжденного на хранение. К сожалению, подобные случаи, когда награда и ее герой не могли найти друг друга, были нередки, особенно в первый период войны, когда поражения и отступления наших войск вносили в наградной процесс немало неразберихи.

Как бы то ни было, если не орден, то заветную наградную книжку к нему Нина Павловна Косенкова-Шадрина получила. Она очень признательна всем, кто помогал восстановить справедливость. Надеется, несмотря на проблемы со здоровьем, еще раз посетить братскую могилу на станции Назия.

- Теперь главное – чтобы о подвигах дедов не забыли их правнуки, - считает дочь кавалера Красной Звезды. – У меня четверо внуков, и я воспитываю их так, чтобы они знали свои корни и равнялись на прадеда.

Как обычно по понедельникам, в большом зале администрации Бийска шла планерка. На нее была приглашена пенсионерка Шадрина. В присутствии главы города Лидии Громогласовой представители военкомата вручили ей удостоверение к государственной награде – ордену Красной Звезды, заслуженному ее отцом – Павлом Ивановичем Косенковым. Воистину – лучше позже, чем никогда…

Виталий СОЛОВОВ

Фоторепортаж