Выставка как спектакль

Такую задачу ставил перед собой Союз художников

00:00, 14 декабря 2011г, Культура 1777


Выставка как спектакль Фото №1

Ретроспективная экспозиция «Портрет в творчестве алтайских художников» открылась на прошлой неделе в Выставочном зале Союза художников. Она была организована по инициативе правления творческой организации, а участие в ней приняли живописцы, графики и скульпторы из нескольких городов и районов края. Столь масштабная выставка, ограниченная одним жанром, проходит в зале впервые. Немаловажно и то, что последние экспозиции на этой площадке были практически полностью посвящены пейзажу, давно и общепризнанно являющемуся «главным жанром» алтайского искусства. Впрочем, все не так однозначно.

Открытие получилось неожиданно малолюдным: пришли в основном сами авторы и их друзья. Однако обширный состав представленных работ – около 250 живописных, графических и скульптурных портретов – оставил ощущение настоящего столпотворения. Председатель правления краевой организации – Союза художников Владимир Прохода отметил, что идею включить в экспозицию одни портреты организаторы сочли рискованной: «Мы своих планов испугались и решили посмотреть несколько шире, включив также пластику, натюрморт и жанровые картины».

По словам Владимира Федоровича, еще лет 25 назад местные выставки формировались именно на основе портрета и жанровой картины, однако потом эта традиция была утрачена. Настоящая экспозиция включает работы, созданные в период с 70-х годов ХХ века и до наших дней. Упоминали на открытии и еще об одной особенности этого события: здесь представлено немало автопортретов и портретов других художников, что позволяет проявиться интереснейшей теме творчества.

Автопортреты, полные юмора, представила Лариса Пастушкова. В этих больших цветных работах ярко проявился ее особый декоративный талант. Таинственной незнакомкой в темной шляпе предстает на одном из своих ранних, еще почти ученических автопортретов Ирина Леденева, чьи изящные натюрморты несколько «разбавляют» экспозицию. Кроме того, на выставке можно увидеть и одну из самых известных ее вещей - «Дух Горной Колывани». Два графических автопортрета начала 90-х годов, проникнутых разным самоощущением, показал Юрий Кабанов – и ему же принадлежат здесь известные стилизованные офорты, посвященные Демидову, Ползунову и Менделееву.

Но если судить по одной этой экспозиции, гораздо больший интерес для наших художников представляют лица и личности их коллег. Юлия Кикоть представила серию портретов известных мастеров, причем в каждой работе художница умудрилась тонко обыграть творческую манеру портретируемого – будь то ушедшие из жизни Владимир Добровольский и Людмила Кульгачева или здравствующие Владимир Каминский и Альфред Фризен (сам Альфред Петрович тоже показал несколько портретов, созданных в период с конца 1978 по 2011 год).

Дань уважения потрясающему человеку – художнику-кукольнику Борису Щербакову отдал Николай Острицов, написавший мастера в окружении его кукол (можно даже вспомнить, к каким именно спектаклям театра «Сказка» они были придуманы). Татьяна Ашкинази напомнила о своей графической серии начала 90-х годов картиной «Рисующие на камне», посвященной мастерам литографии. А Александр Потапов представил портрет самодеятельного автора Геннадия Ракитина.

Наконец, трогательное многозначительное посвящение «Памяти художника А.Ботева» создал Владимир Кикоть – это, в общем, почти и не портрет, скорее фиксация печали и ощущения утраты. Мы видим стол, на нем кисти в банке из-под краски, чашка кофе и дымящаяся сигарета в блюдце, у стены – багет и палитра, обычный быт художника. Однако истинным центром композиции является небольшое фото Александра Петровича Ботева в углу картины.

Впрочем, такими вещами «для своих» экспозиция не исчерпывается – здесь, конечно, присутствуют и явно позирующие красивые женщины, и трогательные дети с котятами, и любимые родственники, и посторонние заказчики. Довольно много скульптурных работ Людмилы Рублевой, Михаила Кульгачева, Николая Звонкова.

– В отличие от других жанров изобразительного искусства портрет является, можно сказать, документальным, – сказала на открытии Людмила Лихацкая, искусствовед и автор книги «Человек. Портрет. Эпоха». – В нем всегда присутствуют точные психологические и социальные характеристики, которые свойственны определенному времени.

Кстати, если для выставочного зала такая экспозиция действительно является беспрецедентным событием, то частные галереи Барнаула уже предлагали в этом году большой проект под названием «Он и Она», посвященный мужскому и женскому портрету и автопортрету. Однако нынешняя выставка задумана немного по-другому.

– У нас наконец-то получилась настоящая «режиссура», которая, по идее, должна быть на каждой выставке, – порадовался на открытии председатель выставочного комитета Юрий Кабанов. – Даже присутствие натюрмортов тут не случайно: например, рядом с портретом ветерана цветы символизируют нашу благодарность этому человеку.

Портрет-картина, психологический, сатирический, семейный, жанровый, парадный портрет, дружеский шарж – все это можно будет увидеть в выставочном зале до 15 января.

Фоторепортаж