Всему основа - интерес

00:00, 18 января 2012г, Общество 1679


Всему основа - интерес Фото №1

Если и заниматься с ребенком научно-исследовательской деятельностью, то нужно чтобы он не просто овладел азами, но и прикоснулся к науке в буквальном смысле, считает Елена Конищева, учитель биологии барнаульской гимназии № 5.

Со своей ученицей – девятиклассницей Беллой Моношкиной она уже второй год разрабатывает тему «Оценка экологического состояния озера Лебяжье путем биоиндикации». Девочка признается, что с самого детства мечтает стать ветеринаром. Эта работа как раз и позволила юной участнице программы «Будущее Алтая» прикоснуться к изучаемому предмету – для мониторинга состояния воды ей пришлось брать множество проб.

Мы побеседовали с Еленой Генриховной о том, как заинтересовать детей наукой и что можно сделать для пользы природы, не обладая большими финансовыми ресурсами.

– Елена Генриховна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как исследуют состояние окружающей среды путем биоиндикации.

– Суть в том, чтобы, не относя воду в химическую лабораторию, изучить ее состояние по тому, как в ней себя чувствуют разные живые организмы. Как крупные, видимые невооруженным глазом, например, личинки насекомых, так и мелкие, которых нужно рассматривать в микроскоп. Таких биологических способов определения загрязненности окружающей среды очень много – скажем, лихеноиндикация позволяет определить загрязненность воздуха по состоянию лишайников.

Приведу пример: личинки комаров могут обитать в очень грязной воде, а личинки ручейников – нет. Они и являются индикаторами, если ручейники есть, значит, вода относительно чистая и не все потеряно.

– И почему вы выбрали именно эту тему?

– Для школьника это возможность прикоснуться к природному объекту и освоить методику – научиться брать пробы и анализировать их. Это то, от чего школа сейчас отрывается все дальше и дальше: идет постепенное сокращение часов на биологию, лабораторные работы, теория отдаляется от практики, которую пытаются заменить фильмами. И когда ребенок не может отличить стрекозу от бабочки… А эта работа позволяет расширить кругозор.

Мы с Беллой уже два года проводим мониторинг состояния озера Лебяжьего, как раз после масштабной очистки, которая прошла в 2009 году. Пытаемся понять, есть ли смысл в таких акциях, если санитарная зона не соблюдается, огороды находятся в двух метрах от воды, а дорога – в метре, если нарушен естественный слив. Ведь это озеро – часть целой системы озер, поддерживающей гидрологический режим местности. И пока наши скромные наблюдения показывают, что оно снова приходит в негодность.

– У вас так душа за это озеро болит…

– Мы рядом живем, хотя я там и не отдыхаю. Обидно: если у нас есть такое озеро, почему нет возможности, как во всем цивилизованном мире, выйти на чистый берег насладиться красотой и гармонией? Даже в Москве есть озера, за которыми следят и ухаживают, а у нас все местные жители переживают, но по большому счету никому нет дела. После отдыхающих остаются груды мусора, но рядом мы видим купающихся мамаш с маленькими детьми, которые считают, что это абсолютно безобидно!

– Белла разделяет вашу тревогу за судьбу Лебяжьего?

– Она очень интересующаяся девочка. Далеко не каждый сможет заниматься таким исследованием, это же кропотливый труд: надо залезать в озеро в резиновых сапогах, забирать и промывать пробы. Начинали мы работу, конечно, вместе, а теперь я этого уже не касаюсь – все необходимое она сделала сама. У нас нет специального оборудования, так что пришлось делать баночки для забора проб и даже сачок. Собранный ил в сачке промывается… как золото, потом пробы подписываются. Сейчас у Беллы дома целая галерея разных насекомых в формалине.

Еще ей очень помогает мама, географ по образованию. Вообще, я почти не видела детей, которые бы добивались успеха в научно-исследовательской деятельности без поддержки родителей. Учитель – да, заинтересует, вдохновит, а вот родители помогают лазить в ил, покупают недешевую технику вроде бинокулярной лупы, без которой невозможно рассмотреть насекомое в подробностях. Мама отпускала Беллу на практику со студентами в Тигирекский заповедник, где она исследовала макробиоценоз чистейшей речки и очень хорошо себя проявила.

– Известно, что в программе «Будущее Алтая» дети получают консультации университетских преподавателей…

– Почему нам тут и нравится! Эксперты указывают на конкретные недочеты, дают много полезной информации. Наш консультант здесь – Валентина Колпакова, доцент кафедры экологии и природопользования АГАУ. Кстати, когда видишь работы других, тоже учишься.

Для науки открытие ребенка второстепенно, но вот для самого ребенка просто бесценно. Опираясь на опыт, который мы получаем здесь, Белле легче участвовать в олимпиадах по экологии, недавно она заняла первое место в районном туре.

– Вы говорите, что в части преподавания биологии школьное образование постепенно отрывается от практики. А что тут может поделать учитель?

– Для начала не отказываться от тех лабораторных работ, которые есть в плане, хотя это очень хлопотно. Знаете, когда я училась, в школе обязательно были лаборанты, которые помогали учителю – в кабинетах биологии, химии. С тех пор как будто сто лет прошло!

В любом случае у каждого учителя есть свое направление деятельности, своеобразная программа, которую мы представляем на аттестациях и конкурсах. Мое направление – использование экскурсий, лабораторных и практических работ для повышения познавательной активности школьников. В свое время у меня были часы факультатива и я водила экскурсии в анатомический музей, морфологический корпус медуниверситета, ботанический сад, соколятник, бор. Детям было очень интересно, особенно, конечно, в анатомическом музее. К сожалению, немногие учителя сейчас готовы этим заниматься.

А в прошлом году я собрала инициативную группу, с которой мы осуществили проект экологической тропы у нас в бору: установили на ней аншлаги (через год два из них, конечно, сломали). На них были не только призывы беречь природу, но и информация о том, какие животные и птицы там обитают, на что нужно обращать внимание, какие-то правила поведения в лесу, которых никто не знает. Мы выиграли грант одной экологической организации, около 30 тысяч рублей, сделали качественные стенды. На наш призыв поучаствовать откликнулись и депутаты, и спонсоры.

– Значит, при большом желании все-таки можно сплотить людей для решения экологических проблем?

– Да, оказалось, что на это реагируют. Еще мы с несколькими десятками школьников убирали там мусор. Провели мощные акции и объяснили детям, что никто, кроме нас самих, не будет ничего чистить. Такой вот небольшой наш вклад.

– Белла ведь далеко не первая ваша ученица, с которой вы занимаетесь исследованиями.

– Один из моих учеников, девятиклассник Артем Плисс увлекается бабочками, он тоже участвовал в программе «Будущее Алтая» и побывал на Всероссийской олимпиаде «Созвездие» в Подмосковье. Еще с одним учеником, который сейчас учится в медицинском университете, мы делали работу по соколам. Были работы по лишайникам, по сколиозу – эти ребята сейчас учатся на биологическом факультете АлтГУ и в медицинском.

Трудно сказать, что тут первично – наша научная деятельность или мечта о конкретной профессии. Думаю, важно, чтобы у ребенка была какая-то естественная склонность, но учитель должен вовремя ее заметить и подстегнуть. Всегда ведь чувствуешь, что кто-то в классе слушает тебя с повышенным вниманием, пусть даже оно распространяется не на весь предмет.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж