«Насильно не загоняем»

Какая польза биофармпредприятиям от объединения

00:00, 10 февраля 2012г, Общество 1185


«Насильно не загоняем» Фото №1

Наш край является крупнейшим в Сибири производителем лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД). Причем большинство предприятий отрасли объединено в Алтайский биофармацевтический кластер. С исполнительным директором этого некоммерческого партнерства Дмитрием Белоусовым мы обсудили прошлогодние итоги работы дирекции и перспективы развития биофармацевтики.

Новые проекты

- Дмитрий Александрович, можно ли говорить о росте инновационного и производственного потенциала ваших предприятий?

- В 2008 году, когда образовался кластер, благодаря «Эвалару» мы уже лидировали в стране по БАД. На рынке лекарственных средств на тот момент заметным игроком было только ЗАО «Алтайвитамины»: оно входило в десятку ведущих фармацевтических компаний страны. Но у нас не было крупных инновационных проектов по выпуску лекарств с хорошей научной составляющей. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Например, обрел вторую жизнь проект по производству аскорбиновой кислоты, который сейчас собирается реализовать НПК «Карбоник».

В последнее время инновационный потенциал кластера стал нарастать. Президент страны Дмитрий Медведев инициировал программу по взаимодействию промышленных предприятий с вузами. ФНПЦ «Алтай» вместе с Томским госуниверситетом вошел в нее и получил более трехсот миллионов рублей из федерального бюджета под проект «Глиоксаль». На базе глиоксаля можно синтезировать более 20 фармацевтических субстанций. Производство планируется запустить в этом году.

В 2011-м три проекта кластера попали в федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы».

В ее рамках совместно с томскими учеными разрабатывается технология синтеза 2-метилимидазола – сырья для производства фармацевтических субстанций с противоинфекционной активностью. Китайцы держат на этот продукт высокую цену и никому не продают сырье для него. Теперь их доминирование на рынке удастся преодолеть.

Другой проект с участием научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН нацелен на создание опытного производства окисленных декстранов - вспомогательных веществ, которые являются связующими для таблетирования лекарственных форм.

Вместе с Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН разрабатывается технология так называемых нанобинтов. В проекте предлагается использовать для создания высокоэффективных перевязочных и ранозаживляющих средств эффект физической сорбции – удаления микроорганизмов с поверхности раны, их перенос в объём повязки, где микроб должен погибнуть. Промышленное производство нанобинтов планируется уже в следующем году.

- Какие предприятия кластера будут реализовывать названные вами проекты?

- ФНПЦ «Алтай и предприятия, входящие в ЗАО «НПК «Алтай».

- Других не подпускают к бюджетным деньгам?

- Мы не лоббируем одну фирму. Однако мелким частным предприятиям проблематично участвовать в федеральных программах. Они не потянут инвестиции на сотни миллионов, так как условия проектов требуют паритетного софинансирования.

Продвижение под одним брендом

- Одним из направлений работы дирекции некоммерческого партнерства должно быть продвижение продукции предприятий фармкластера. Что для этого делается?

- Мы участвуем во всех крупнейших российских выставках фармацевтического направления под единым брендом AltaiBio. Причем, являясь крупным клиентом, уже диктуем выставочным компаниям выгодные для нас условия.

Для нас прежде всего интересны московская «Крокус-ЭКСПО» и сочинская «Медицина сегодня и завтра», проводимая одновременно с выставкой «Спортивная медицина», поскольку некоторые предприятия кластера развивают производство БАД для спортсменов.

Администрация края нас всегда приглашает на форум-выставку «Госзаказ», где можно почерпнуть методики участия в конкурсах на поставку продукции для государства. Интересна и выставка «Интурмаркет». В декабре мы присутствовали на московской ярмарке «Аптека-2011», где на алтайском стенде была представлена половина предприятий кластера. Наша экспозиция стала одной из крупнейших и вызвала повышенный интерес. Наметились выходы на международный уровень, чему способствовали успешные переговоры с представителями ряда американских компаний, заинтересованных в приобретении алтайской продукции, а также фирмами из Чехии и Македонии.

- За три года существования некоммерческого партнерства пополнилось ли оно новыми членами?

- Его состав почти не изменился. Добавилось несколько ассоциированных членов. Насильно никого не загоняем. Наоборот, руководители предприятий отрасли видят, что членство в кластере приносит пользу их бизнесу, и стремятся в него вступить.

- Кроме участия в конференциях и выставках под общим брендом какие еще плюсы дает участие в кластере?

- Совместно с управлением пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности мы инициировали краевую программу переработки продуктов пантового оленеводства. Предприятия кластера участвуют в ее реализации и имеют реальную пользу. Например, компания «Пантопроект» в прошлом году получила компенсацию затрат на приобретенное оборудование. Активное участие в разработке программы принял руководитель группы компаний «Пантопроект» Николай Фролов

В рамках программы состоялась международная конференция по производству продукции пантового оленеводства. Подобная конференция проходила и по растительному сырью. Все это элементы продвижения.

- Обращаются ли к вам члены кластера с просьбой провести маркетинговые исследования?

- По заказу предприятий мы проводим такую работу: по какой цене, какие продукты, в каких объемах реализуют конкуренты. Вначале обращались за информацией в специализированные агентства типа «DSN-групп», «ФармАналитик» и т.д. Но в связи с большими объемами заказов и дороговизной услуг агентств решили купить их информационные базы: по импорту субстанций, по производству в России всех лекарственных средств и т. д. Используя их, можно сделать требуемую заказчиком выборку.

- Вы рассказывали, что предприятия кластера реализуют совместные проекты с институтами Томска и Новосибирска. А с местной наукой есть контакты?

- При помощи Бийского технологического института мы проводили анализ кадровой ситуации на наших предприятиях, организовали программу переподготовки по направлениям: маркетинг, управление персоналом, менеджмент.

В прошлом году в Бийске открылся филиал краевого бизнес-инкубатора инновационного типа. Под нужды предприятий кластера в нем сформированы две лаборатории. Для них совместно с КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» на федеральные средства закуплено новейшее лабораторное импортное оборудование. В частности, флюидный экстрактор, который можно применять для извлечения ценных веществ с помощью газа, и ферментёр, управляемый с компьютера. Такого оборудования в Алтайском крае больше нигде нет.

- Вы считаете, оно будет загружено?

 

- Я в этом уверен. Сегодня в бизнес-инкубаторе уже четыре малых предприятия, занимающихся фармацевтикой, а будет больше.

Что впереди

- Дмитрий Александрович, эксперты прогнозируют хорошие перспективы отечественному рынку да и прошлый год выдался для него неплохим.

- Действительно, по оценке «Экспресс-Обзора», по итогам 2011 года розничные продажи выросли на 11%. По краю официальной статистики пока нет, но тенденции примерно такие же.

Конец 2011 года ознаменовался вступлением России в ВТО. Для фармацевтической отрасли это весьма актуально по двум причинам. Во-первых, отечественный фармрынок является импортозависимым, зарубежные лекарства занимают на нем около 70%. Во-вторых, фармацевтическая отрасль является одной из первых, на которой отразятся новые условия. После вступления России в ВТО значительно сократятся таможенные пошлины на лекарственные средства (с 15 до 5-6,5%). В результате продолжится выдавливание российских компаний с рынка лекарственных средств.

- В чем причина нашего отставания?

- Одной из причин является старение ассортимента продукции, выпускаемой российскими предприятиями. Долгое время в науку мало что вкладывалось, а без этого трудно ждать новинок. Процедура регистрации новых лекарств очень трудоемкая и дорогостоящая. Следующий фактор - прошлогодний рост налогового бремени, который снизил конкурентоспособность отечественных предприятий.

Между тем уровень жизни поднимается, и население хочет оригинальных эффективных препаратов, которые есть за границей.

Над БАД постоянно висит дамоклов меч. Их рекламу в СМИ и продажу в аптеках пытаются запретить. Это дестабилизирует рынок, который за 20 лет сложился как цивилизованный.

Не надо всех производителей равнять под одну гребенку. Согласитесь, трудно сравнивать китайские БАДы, сделанные непонятно в каких условиях, и БАДы «Эвалара», произведенные в условиях фармацевтического производства.

- Возможно, нужен промежуточный стандарт с требованиями ниже, чем у лекарственных средств, и выше, чем для БАД?

- Возможно.

Фоторепортаж