Алтайский мастер Светлана Милантьева шла к успеху тринадцать лет

15:00, 04 февраля 2017г, Общество 2412


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Народный мастер Алтайского края Светлана Милантьева заняла первое место в номинации «Люблю тебя, Петра творенье» на выставке-ярмарке «Ладья. Зимняя сказка-2016» в Москве.

Когда ей было лет десять, Света Милантьева увидела рисунки одного из своих взрослых родственников и решила попробовать рисовать сама. Надо думать, получилось,  поскольку занятия этого она уже больше не оставляла. Изостудия, художественная школа, художественно-графическое отделение Бийского педагогического училища, работа на предприятии художественного народного промысла «Турина гора», удачи и неудачи, выставки, конкурсы…

«Есть у меня мечта…»

И вот на сегодня главная победа: ее панно «Красуйся, град Петров…» – лучшее в своей номинации на самом престижном для художников-керамистов конкурсе в России.

К этому успеху Светлана шла тринадцать лет,  с того времени, как в 2003 году на конкурсе «Народные художественные промыслы России – 1100-летию Пскова» получила диплом лауреата третьей степени за настенную тарель «Псков». Потом было много выставок и конкурсов – в Барнауле, Москве, Новосибирске, Германии, Франции. В 2011 году на выставке «Ладья. Зимняя сказка» она получает диплом второй степени за тарель «Бородино», а в 2015 году повторяет свой успех на этом конкурсе – вновь второе место, в этот раз в номинации «Дорогая моя столица».

Да, это был успех. Однако при всей его значимости успех все-таки неполный. Прошел еще год…

К выставке «Ладья. Зимняя сказка-2016» Светлана готовилась основательно, изначально выбрав для себя номинацию «Люблю тебя, Петра творенье».

Книги, альбомы, монографии – долгая работа над сбором информации и осмыслением конечного замысла работы. Один эскиз, второй… Всего их было около десятка, и лишь один в итоге преобразился в красочное керамическое панно.

И вот долгожданная победа. Однако…

– То, что мне удалось занять первое место в одной из номинаций в этом конкурсе, для меня большой успех, но не венец всех желаний, – говорит художница. – Это очень радостно и престижно, но есть у меня мечта… Впрочем, о ней пока не скажу, буду работать, участвовать в конкурсах и стремиться к ней.

Исторически верно

Пусть для Светланы Милантьевой победа на «Ладье», по ее словам,  и «не венец всех желаний», но своей работой «Красуйся, град Петров…» она может заслуженно гордиться.

Как отмечает искусствовед, куратор павильона современного искусства «Открытое небо» Светлана Мягких, панно Светланы Милантьевой «представляет зрителю самые знаковые места Петербурга, объединенные волей художника в одну композицию:  башня Петропавловского собора, Ростральная колонна на стрелке Васильевского острова, Исаакиевский собор, «Медный всадник» Фальконе, парусник, разводной мост.

Два фонарных столба, фланкирующих всю сцену на первом плане, создают впечатление театральной сцены, в центре которой несколько костюмированных персонажей, повозка с  лошадью, собачка, лужи… Эклектическое нагромождение исторических памятников является обрамлением обычной городской сцены. Так автор создает исторический контекст изображения, органично сбалансировав условность декоративной и реалистической составляющей изображения».

И ещё: «Светлана Милантьева в своем панно «Красуйся, град Петров…» сумела передать дух города не только технологически грамотно, исторически верно, но и художественно убедительно. Художница настолько мастерски, точно и тонко передает пространственно-цветовую среду в керамике, что зритель иногда забывает, что перед ним не холст».

Сейчас художница готовится к весенней «Ладье» в Москве, выставке «Интурмаркет-2017», летом нынешнего года у нее должна открыться персональная выставка в «Туриной горе».

– От мыслей и задумок просто голова кругом идет, – смеется Светлана. – Планов очень много и в живописи, и в керамике, а вот времени катастрофически не хватает. А если говорить о том, что делаю прямо сейчас, то скоро в «Туриной горе» будет проходить выставка под названием «Цвет граната», вот над этой темой и работаю.

На вопрос, какой жанр ей нравится больше всего, она отвечает:

– Я просто люблю рисовать, потому работаю в том жанре, какой мне в данный момент интересен, или в зависимости от того, на какую работу поступил заказ. Разница только в том, что в первом случае я прислушиваюсь только к себе, а во втором учитываю замечания или предложения заказчика.

Риск и удача

– Сегодня наши художники-керамисты считаются одними из лучших в стране, и уже несколько лет, года три-четыре, мы ни с одной выставки-конкурса не уходим без высоких наград, – подчеркивает основатель народного художественного промысла «Турина гора» и одноимённой галереи Владимир Москвитин. – И это не только по направлениям «фаянс», «керамика», «фарфор». Наша художница Анжелика Кононенко, которая, как и Светлана Милантьева, имеет почетное звание «Народный мастер», в 2014 году на «Ладье» завоевала первое место за оригинальное панно в номинации конкурса «Двенадцать округов Москвы», теперь вот в этом конкурсе победила Светлана.

По словам директора «Туриной горы», каждая из этих художниц уникальна, так что о соревновании между ними говорить вряд ли стоит, так же как и обозначать, кто из них лучше. Это все равно что спросить, какая роза лучше – белая или красная. Так же и здесь. В этом виде искусства пути, как и результаты,  могут быть очень разными… К примеру, панно «Красуйся, град Петров…» для керамики очень большое, делать такое всегда рискованно, поскольку при изготовлении его огонь задумку мастера может легко испортить. Однако Светлана Милантьева не боится рисковать, и удача ей сопутствует.

Свободно и продуктивно

– Ее работы, так же как и работы Анжелики Кононенко, есть в Новосибирском музее, музеях Томска, Кемерова, в русском музее Харбина, музее Кремля, русского декоративного искусства. Она проводит мастер-классы у нас в «Туриной горе», которые всегда привлекают желающих в них поучаствовать, – говорит Владимир Москвитин. – В прошлом году, когда стал немного проходить страх перед будущим и вновь пришла к людям простая мысль, что жить-то надо, стал повышаться интерес к нашим работам. Сейчас у нас сложился пусть и небольшой, но хороший коллектив, удалось сохранить ведущих художников.

Это хорошо, а не очень хорошо то, что сегодня мы, пожалуй, единственное предприятие по производству художественной керамики, сохранившееся в Сибири. Закрылись художественные комбинаты в Хабаровске, Спасске-Дальнем, крупные предприятия в Новосибирске, Прокопьевский фарфоровый завод. Для меня это грустно и как для художника, и как для предпринимателя. У нас всегда был и есть свой стиль, поэтому конкуренции мы не боялись и не боимся, просто грустно, что многие хорошие художники-керамисты, настоящие мастера, наши земляки-сибиряки, не могут сейчас в полную силу заниматься любимым делом.

Мы же деятельность свою строим по известному принципу: лучше меньше, да лучше. Работы стали приобретать чаще, налажены отношения с крупными предприятиями Барнаула, Томска, Тюмени, Новосибирска – делаем для них сувениры к праздникам, панно. В общем,  наблюдается определенная стабильность, а значит, у художника появляется возможность работать более спокойно, свободно и продуктивно.

Ты вглядись в его лицо…

– Жанр городского пейзажа у мастеров «Туриной горы» – это одна из ведущих тем промысла, – отмечает Светлана Мягких. – Однажды возникнув, она прижилась и стала уже традицией. Ценно то, что воспроизводятся виды города уже не существующего – мастера находят фотографии утраченных архитектурных памятников, которые составляли его лицо в прошлом, и создают тематические композиции, используя при этом костюмированные персонажи, реконструируя предметы соответствующего времени. Такой подход к созданию декоративного керамического панно требует не только технической подготовки, но и знания истории города, его архитектуры, быта. Так создается его портрет.

Фоторепортаж