Спасти лес поможет закон

Так считает лесничий Озерского лесничества Андрей ПРИГАЕВ

00:00, 25 февраля 2012г, Общество 2719


Спасти лес поможет закон Фото №1

С воровством древесины на территории Государственного лесного фонда нужно бороться сообща. Вопрос поставлен ребром: как остановить браконьерский топор?

- Андрей Анатольевич, видно, что вы озабочены состоянием Приобских боров. Что вас особенно тревожит?

- Тревожит общее отношение людей к лесу. Иначе чем потребительским его не назовешь. Лесничество большое, более 100 тысяч гектаров зеленых массивов. Множество густонаселенных поселков расположено рядом с Приобскими борами, а Боровиха, станция Озерки, поселки Литвиновка, Восточный и другие прямо в лесу.

Люди привыкли жить среди деревьев, на природе – и это, к сожалению, выходит боком лесу, его состоянию и здоровью, так скажем.

- Андрей Анатольевич, как поселок влияет на здоровье экосистемы?

- Пока пагубно! Несанкционированные свалки как бельмо в глазу – входишь, радоваться бы, воздухом смолистым дышать, а там помойки, груды битого кирпича. Санитарное неблагополучие создает угрозу существованию обитателей фауны, заболевания зверей и птиц.

Курящие бросают незатушенные окурки, по привычке поджигают мусор и сухую траву. Не думают люди о последствиях, о том, что это приводит к лесным пожарам. Беда наших боров – незаконные рубки.

О «черных лесорубах»

- Андрей Анатольевич, выступая на съезде лесоводов края, вы говорили о проблеме «черных лесорубов», что нужно с ними бороться всеми способами.

- Проводились координационные совещания и рабочие встречи со всеми заинтересованными ведомствами по пресечению правонарушений в лесной сфере.

Раскрывались преступления, нарушители лесного законодательства привлекались к административной и уголовной ответственности, но желаемого результата по нормализации обстановки на лесных участках Озерского лесничества достигнуто не было. Так как наказания были незначительные и имели условный характер, нарушители, чувствуя безнаказанность, дополнительно привлекали местное население и продолжали заниматься нелегальным лесным бизнесом.

На протяжении ряда лет проблема развивалась как снежный ком, увеличивалось число занимающихся незаконным оборотом древесины, росло количество пилорам и, как следствие, возрастал объем незаконных рубок.

В конечном итоге все привело к тому, что на территории лесничества стали орудовать организованные преступные группы с техническим оснащением и согласованными действиями всех их участников, которым впоследствии удавалось уйти от правосудия.

В сложившейся ситуации мероприятия местного уровня оказались малоэффективны. По инициативе управления лесами были подключены оперативные подразделения ГУВД края. На протяжении нескольких месяцев шла кропотливая работа.

В результате выявлена и пресечена деятельность трех организованных групп и еще ряда лиц, занимающихся незаконным оборотом древесины.

Количество и объем незаконных рубок в 2011 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет сократились в разы.

Противодействовать нарушениям лесного законодательства нужно твердо и мощно, «черные лесорубы» ухищряются на новые способы.

В мае 2011 года одновременно подожгли лес в пяти точках Озерского участкового лесничества. Пока арендаторы занимались тушением пожаров, а государственные лесные инспекторы с сотрудниками ОВД расследовали причины возгорания, нарушители рубили деревья.

Нужны кардинальные меры

- Когда и, главное, что остановит браконьеров? Почему продолжается воровство древесины?

- Эти вопросы задавал себе неоднократно. Причин много. Одна из главных –безнаказанность. Сегодня законодательство не предусматривает реального срока за незаконную рубку. Что получается? Жулика поймали на месте преступления, возбудили уголовное дело. Суд вынес приговор с условным сроком. А дальше этот незаконопослушный гражданин идет с бензопилой и вновь валит деревья.

- Есть факты?

- Конечно. Назову цифру: 90 процентов из условно осужденных «черных лесорубов» возвращаются к своему «бизнесу».

- Какой выход предлагаете?

- Чтобы не допустить массового истребления лесов, вижу один выход – ужесточение наказания. Мнение не только мое, всех лесоводов края и России. Пора действовать, спасать леса.

В Восточном Казахстане дошло до того, что выжгли, а потом вырубили практически все леса. И только тогда спохватились. Теперь за незаконную рубку виновника, не слушая оправданий, сажают в тюрьму. Чтобы не допустить экологической катастрофы, уничтожения лесов, нужны кардинальные меры.

- Андрей Анатольевич, а все ли сделано для того, чтобы прекратить незаконные рубки? Вы какие меры предпринимали?

- Не сидим на печи. Задействован комплекс всех мероприятий на спасение леса от черного топора. Результаты приносит совместная работа специалистов управления лесами и правоохранительных органов – патрулирование, контрольные посты, разъяснительная работа среди населения, рейды (наземные и авиа). Недостаточно этого! Потому что возвращаемся к замкнутому кругу: поймали, возбудили дело, осудили и – снова ловим.

Была такая ситуация: на месте преступления задержали группу «черных лесорубов». Технику – трактора, автомобили поставили на штрафстоянки, завели уголовное дело. В процессе следствия оказалось, что организатором преступления объявил себя бомж. Технику отдали законному владельцу. Через некоторое время бригада с этой же техникой снова попалась. Задержали. При рассмотрении уголовного дела появляется малоимущий гражданин, у которого за спиной ничего нет. Он-то и берет на себя вину за совершение данного преступления.

Чаще всего груженные незаконной добычей машины встречаются на дорогах Тальменского района. Как правило,
вывозят ночью. Инспекторы государственной лесной охраны находят способы пресечения незаконных действий. Совместно с сотрудниками полиции проводят профилактические рейды. Практически каждый заканчивается выявлением незаконной порубки.

Например, недалеко от села Озерки при патрулировании обнаружили следы шин, которые уходили в сторону леса. Вышли на место, где производилась сама рубка. Территория завалена верхушками сосен, тут же раскряжёванная древесина. Самих рубщиков на месте не было. Тем не менее круг подозреваемых определен, заведено уголовное дело по статье 260 Уголовного кодекса РФ, ведётся следствие. Установлено, что «черные лесорубы» незаконно заготовили 50,5 кубометра сосновой древесины, причинив ущерб лесному фонду в размере 541,15 тысячи рублей.

И это не единичный случай.

О пилорамах

- Озерское лесничество окружено частными пилорамами. Так ли это? Сколько их в так называемых проблемных районах?

- На территориях Тальменского и Первомайского районов действует 60 частных пилорам. Нереален тотальный контроль за каждой, чтобы доказать, откуда принимается в работу древесина. Необходимо, чтобы юридически разрешалась установка пилорам. Сегодня в действующем законе это не оговорено. Купил станок для хозяйственных нужд, поставил в огороде, и даже участковому проблематично зайти на территорию: частное подворье. Все знают, например, что в том-то дворе находится древесина. Приходим и – тупик. Нужны веские причины для того, чтобы начать разбираться.

- Ничего себе! А в кино показывают, что съемки с вертолетов помогают, картинка в телефоне уже доказательство противозаконных действий.

- Это в кино. В жизни необходимо, чтобы на стражу леса встал закон.

Есть у лесоводов ежегодный плановый объем рубок ухода. Все сделано по науке с учетом неистощительного лесопользования, возобновления лесов.

Допустимый объем вырубки по территории лесничества – около 100 тысяч кубометров в год. Он определяется по канонам лесоведения, которое направлено на улучшение породного состава насаждений. «Черные лесорубы» лишают экосистему лучших деревьев.

 

За 2011 год в Озерском лесничестве было зафиксировано 152 факта незаконных рубок. Из бора вывезено 2390 кубометров древесины. Лесному фонду нанесен ущерб в 25 миллионов рублей.

В 2012 году зафиксирован 21 случай незаконных рубок. Спилено 574 кубометра древесины, ущерб - более 5 миллионов рублей.

 

Озерское лесничество расположено в северной части края на территории Тальменского, Первомайского, Заринского и Павловского муниципальных районов.

В состав входит 6 участковых лесничеств общей площадью 130 тысяч гектаров.

Лесные участки несут на себе огромную антропогенную нагрузку, обусловленную разветвленной сетью лесных дорог и непосредственной близостью к густонаселенным поселкам и к городу Барнаулу, что дает значительный объем различных правонарушений в области лесного законодательства.

Наиболее распространенные из них - это незаконные рубки, которые на протяжении последних 7 лет являются головной болью Озерских лесов, поэтому на борьбу с ними затрачено большое количество сил и средств.

Справка «АП»
Андрей Анатольевич Пригаев родился в 1977 году в селе Фогелево в Казахстане. Окончил Бийский лесхоз-техникум, затем Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск). Работал в Тополинском лесхозе (Угловский район), с 2009 года - лесничим в Озерском лесничестве.
В настоящее время – начальник отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Алтайского края.

Фоторепортаж