Рубль пока не валюта

00:00, 23 марта 2012г, Общество 1441


Рубль пока не валюта Фото №1

Благодаря помощи руководства Главного управления Центробанка России по Алтайскому краю удалось взять интервью у видного российского финансового эксперта Георгия МАТЮХИНА.

- Георгий Гаврилович, почему разразился мировой финансовый кризис?

- Потому что американцы раздули очередной мыльный пузырь.

- Но почему за ошибки американцев должно рассчитываться всё человечество?

- Потому что доллар США – универсальный платежный инструмент, мировая валюта. Трудно представить ситуацию на планете в отсутствие доллара. Европа не хочет, чтобы евро стал мировой валютой. Так же ведут себя Япония, другие страны. Даже Китаю, для того чтобы юань стал мировой валютой, нужно добиться более широкого ассортимента товаров.

 

- Но ведь почти весь мир покупает продукцию КНР.

- Во-первых, не секрет, что хромает качество китайских товаров, рассчитанных в основном на низкообеспеченных людей. Во-вторых, на ширпотребе общемировую валюту не сделать. Так же, как только на газе или на нефти.

Представим, что юани и рубли оказались, например, в руках жителей латиноамериканских стран. Никто ничего не сможет купить на них. А вот на доллар можно купить всё. И почти везде.

Чтобы юань или рубль стали резервной валютой, они должны быть широко признанными в мире средствами международных расчетов.

Мы же не успели достичь внутренней конвертируемости рубля, как тут же наметили сделать его внешне конвертируемым. Однако почти невозможно перепрыгнуть этап множественности курсов: курса по внешнеэкономическим операциям, по туризму и курса по движению капитала.

- Но ведь был же в период существования Совета экономической взаимопомощи в 1960-1980-е годы так называемый переводной рубль.

- По сути дела, это был многосторонний клиринг на основе безналичных расчётов между странами и предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта. И эта система развалилась не только по политическим причинам, но и по экономическим.

- Сейчас у нас в стране заговорили о создании в Москве мирового финансового центра. Как вы относитесь к этой идее?

- Её активно продвигают некоторые бизнесмены, желая иметь громадное здание, в процессе строительства которого можно «отпилить» из бюджета немалые средства.

Между тем дело здесь не в здании, а в том, что за каждым крупным мировым финансовым центром стоит общепризнанная валюта: за Нью-Йорком – доллар США, за Лондоном – фунт стерлинга, за Франкфуртом-на-Майне – евро, за Цюрихом – швейцарский франк, за Сингапуром – сингапурский доллар, за Токио – йена…

А вот наш рубль, как я уже говорил, такого веса не имеет.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что курс рубля, например, растёт тогда, когда уровень его обесценения в нашей стране в несколько раз выше, чем доллара США и евро в Европе. В этой связи наивно думать, что какая-то страна захочет иметь такой рубль в качестве резервной валюты.

Впрочем, есть одно исключение. Будучи председателем Центробанка России, я оказался в Финляндии. Там, кстати, уже четверть века живёт мой сын с детьми и внуками. В этой стране удалось воплотить мое предложение о хождении рубля, которое я озвучил коллеге. С начала 1990-х годов и по сей день в Финляндии можно приобретать товары за рубли или открывать банковский счёт в рублях. Но это – исключение, а не правило.

- В Европе осложнилась ситуация с общеконтинентальной валютой, Греция – на грани дефолта. Каковы ваши прогнозы?

- Думаю, что евро устоит. Что касается Греции, то её валовой внутренний продукт составляет всего 2-3 процента в ЕЭС. Общий европейский рынок способен помочь этой стране восстановиться.

- А доллар устоит?

- Доллар – он и в Африке доллар!..

Фоторепортаж