Сердце не старится

У Ольги Ивановны Нехорошевой война отняла молодость, здоровье, возможность быть счастливой. Но только не любовь к жизни

00:00, 31 марта 2012г, Общество 1099


Сердце не старится Фото №1

Когда она рассказывает о себе, даже не верится, что на долю этой 89-летней женщины выпало немало испытаний. Энергичная, обаятельная, с огоньком в глазах. Сегодня в Кытманово из участников Великой Отечественной войны Ольга Ивановна Нехорошева осталась единственной представительницей прекрасного пола... У советской поэтессы Юлии Друниной есть такое стихотворение: «Убивали молодость мою из винтовки снайперской в бою…» Как будто оно про мою сегодняшнюю героиню написано.

Не женское дело

Жила-была девочка. Славная, умница. Хорошо училась, верила в светлые идеалы, любила возиться с малышнёй. Окончила школу, устроилась учителем начальных классов, мечтала о пединституте. И вдруг…

В июне 1941 года на фронт ушел отец. И не стало в душе комсомолки Оли Звигиной покоя. Как сейчас помнит испуганные мамины глаза: «Ты что, милая? Не женское это дело. Опомнись!» Но знала ли тогда будущий ефрейтор с косичками, что война так изломает ее судьбу?

- Что говорить, потом я жалела, - признается Ольга Ивановна. – В августе 41-го попала в самое пекло под Ленинградом... Я была все время на передовой, под постоянным обстрелом. До сих пор удивляюсь, каким чудом уцелела?

Обязанностью Звигиной было устранять повреждения связи. Сначала освобождали Тихвин, потом последовала Любанская операция. Сколько лет прошло, а до сих пор в страшном кошмаре снятся кровавые те болота... Далее - оборона Сталинграда...

- В нашей 5-й отдельной роте связи 4-й гвардейской стрелковой дивизии девушек было двое - я и Римма Владимирова. Мы находились в окружении мужчин, но не крутили с ними романы. Потому что понимали: на фронте с этим делом надо быть поосторожнее. Да и какая тут любовь, когда смерть на каждом шагу?

О самой войне Ольга Ивановна говорит неохотно. Зато с улыбкой вспоминает, как солдаты-однополчане приносили ей сладости, добытые в опустошенных городах и поселках. На фронте она так и не научилась курить, не употребляла спиртное. Свой пай махорки и боевые сто грамм отдавала парням.

На личном фронте без перемен

Война для Ольги Звигиной закончилась в начале 1944 года, когда ей пришлось демобилизоваться из-за тяжелого гинекологического заболевания.

- Ну о каком здоровье может идти речь, если спали мы в холодных землянках, в постоянной сырости, не мылись месяцами?! Блиндажи делали, а толку-то, - вздыхает Ольга Ивановна.

Уже в тылу врач-гинеколог сказал, что выздоровлению могла бы помочь беременность. Иначе не избежать операции, после которой есть вероятность, что Ольга не сможет иметь детей. Значит, надо рожать. Пока не поздно.

В конце 44-го появилась маленькая Света. Ее отец - подполковник Николай Ляпунов погиб весной 1945 года. Он так ни разу и не увидел дочь. Но пока был жив, каждый месяц высылал подарки и необходимые вещи для девочки. «Он был другом, а не возлюбленным. И по-товарищески мне помог», - признается Ольга Ивановна. После рождения ребенка здоровье у Ольги и вправду немного улучшилось. Но через несколько лет заболевание вновь дало о себе знать...

После войны Ольга Ивановна окончила педучилище. Работала учителем начальных классов в разных школах Кытмановского района, инспектором отдела народного образования, заведующей начальной школой, воспитателем группы продленного дня. Педагогический стаж - 34 года. Кроме того, она всегда принимала активное участие в общественной жизни, была депутатом.

А на личном фронте все никак не складывалось. Красивая и умная женщина нравилась многим. Но никто не рискнул предложить бывшей фронтовичке и матери-одиночке руку и сердце. «Да и сама я не очень-то и хотела. Некогда было по свиданиям бегать», - шутит она.

Когда Света подросла, в жизни ее мамы появился мужчина. С ним в гражданском браке Ольга Ивановна прожила несколько лет. А потом он собрал вещи и ушел к другой женщине.

- И не держала я его, потому что любви не было. Он очень хорошо к дочери относился, для меня в наших отношениях это было важно. И все.

А потом еще долгих тридцать лет одиночества. И только на 69-м году жизни Ольге Ивановне улыбнулась судьба.

Это была любовь…

Ветеран войны Степан Назарович Нехорошев был старше ее на пять лет. Она давно знала этого бравого офицера, он был мужем ее подруги. Степан овдовел, но вскоре снова женился. А потом и вторая супруга покинула этот мир... И тогда фронтовик обратил внимание на Ольгу Ивановну.

- Это была любовь, - утверждает она. – Поздняя, настоящая. Степан Назарович целый год за мной красиво ухаживал, потом предложение сделал. А я хоть и мечтала об этом, но растерялась… Говорю дочке: «Мне ведь под семьдесят, какая ж из меня невеста? Люди засмеют!» А Света отвечает: «Если любишь, выходи за него. И никого не слушай!» Вот так я сменила фамилию...

Степан Назарович и Ольга Ивановна вместе были 14 лет. И эти годы она считает самыми счастливыми в своей жизни. Вот уже 8 лет, как она опять одна. Коротает деньки в своей однокомнатной квартирке и не жалуется. А если заскучает – садится в автобус, едет в Заринск. Там у нее дочь Светлана и две взрослые внучки, которые, кстати, пошли по стопам своей бабушки – стали учителями.

Ольга Ивановна до сих пор не утратила вкуса к жизни. В июле ей исполняется 90 лет. В семье есть такая традиция – отмечать круглые даты любимой бабушки с большим размахом. И на этот юбилей съедутся все-все-все – дочь, зять, внучки с мужьями и детьми, двоюродные брат и сестра из Кемеровской области, племянник с Севера, племянница из Самары... Праздновать круглую дату планируют в ресторане.

Ольга РОДИОНОВА

Фоторепортаж