Инструмент, а не икона

Успехи и проблемы при выполнении программных установок

00:00, 27 апреля 2012г, Общество 1251


На прошлой неделе совет администрации края рассмотрел итоги реализации региональных целевых программ (РЦП) и краевой адресной инвестиционной программы (КАИП) в 2011 году и задачах на 2012 год. Выяснилось, что большая часть выделенных на эти цели бюджетных средств освоена эффективно. Хотя есть и недостатки.

Только пятая часть

Целевые программы являются основным инструментом реализации государственной политики. Программный подход применяется, чтобы сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей.

В прошлом году на реализацию программ в Алтайском крае направлено 19,1 млрд. бюджетных средств и 32 млрд. руб. из внебюджетных источников.

Средства направлялись на поддержку реформ в сфере образования и здравоохранения, на развитие ЖКХ и рынка доступного жилья, на модернизацию АПК, развитие производственной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства и др.

- Вместе с тем удельный вес распределяемых на программной основе в общем объеме консолидированного бюджета (за исключением федеральных субвенций) остается низким, - отметил в своем выступлении Михаил Щетинин, вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций.

В 2011 году доля целевых средств составила всего 19%, тогда как в других регионах она достигает 80-90%. Получается, что у нас основная часть бюджета осваивается вне рамок программ, что затрудняет проведение комплексной оценки эффективности государственных расходов, включая ответственность субъектов бюджетного планирования за расходами.

Так, в крае второй год действует программа модернизации здравоохранения, на которую направляются большие деньги, но целевого статуса она не имеет. Не используется программный подход к региональному дорожному фонду, к фонду обязательного медицинского страхования. Между тем практика показывает: чем больше бюджетных средств распределяется на программной основе, тем выше эффективность каждого потраченного государственного рубля.

Семь получили «неуд»

По информации Михаила Щетинина, из 76 реализуемых в крае целевых программ семь получили низкую оценку. В целом, считает вице-губернатор, это результат неумелого управления ходом реализации программ со стороны государственных заказчиков.

Выявлены случаи предоставления недостоверной информации. Это касается долгосрочной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае на 2009-2013 гг.». Госзаказчиком и координатором программы является краевое управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Возникают проблемы со сроками финансирования. Так, по программе «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае на 2011-2017 гг.» (госзаказчик - управление по ЖКХ) заключено соглашение с Минрегионом 27 сентября 2011 года. Как следствие, средства федерального бюджета поступили только в конце декабря и не были освоены. Пять РЦП получили низкую оценку эффективности, так как требовали уточнения значений целевых показателей, уточнения перечня мероприятий. Госзаказчики эту работу своевременно не провели. Иными словами, органы исполнительной власти, считает Михаил Щетинин, используют целевые программы как средства получения бюджетных средств, не уделяя должного внимания подготовке комплексных документов, направленных на достижение большего социального и бюджетного эффекта.

Опаздываем, недоплачиваем и самоустраняемся

Начальник краевого управления по строительству и архитектуре Александр Мишустин остановился на проблемах выполнения КАИП.

Он отметил, что ряд объектов, включенных в программу, на начало ее реализации не были обеспечены проектно-сметной документацией. Из 135 объектов социального назначения программы на 2011 год имело утвержденную документацию только 31 здание. Между тем отсутствие документации затрудняет определение стоимости строительства на момент выбора подрядчика; не позволяет обеспечить контроль за предусмотренными проектом реально выполненными работами. И, как правило, требует увеличения в дальнейшем объема финансирования.

Всего проведено в 2011 году 55 аукционов по выбору генподрядчика. Из них в первом квартале только 36, во втором - 6. Понятно, что несвоевременное проведение аукционов не позволяет строителям проводить основной объем работ в теплый период года.

Повсеместно муниципальные заказчики самоустраняются от организации строительства объектов, не контролируют качество и стараются переложить ответственность на краевые органы.

Главы администраций районов, по мнению Александра Мишустина, серьезно прониклись ходом работы на своих объектах только после того, как на краевом уровне начали проводиться селекторные совещания, на которых с глав требовали отчета о ходе строительства.

Выступающий рассказал, как задерживалось софинансирование из местных бюджетов. Строители работали на объектах без авансовых платежей, используя собственные оборотные средства.

- Неисполнение муниципальными заказчиками обязательств по своевременному финансированию значительно подрывает финансовое состояние подрядчиков и отрицательно сказывается на темпах ввода объектов в эксплуатацию, - подчеркнул Александр Мишустин.

В нынешнем году вчерашние проблемы остаются. В рамках КАИП помимо губернаторской программы предусмотрено строительство 45 объектов социальной сферы, из них не имеют утвержденной документации 36. Восемнадцать подрядных организаций были определены в прошлом году. Из 18 запланированных на первый квартал аукционов проведены только шесть. Остаются вопросы финансирования выполненных работ. В связи с тем что произошло распределение софинансирования, ряд муниципальных образований подписали дополнительные соглашения только в марте. В результате строители квартал отработали бесплатно.

- Надо принимать какие-то меры, - заключил председатель комитета по строительству и архитектуре.

Члены совета интересовались у него, почему не используются типовые проекты при строительстве детсадов и школ? Оказалось, что это связано с изменениями в СанПиНах и СНиПах. По словам Александра Мишустина, управлению удалось найти несколько типовых проектов, выполненных по новым требованиям. Теперь их собираются использовать в Алтайском крае.

Губернатор Александр Карлин заметил, что отсутствие типовых проектов удорожает процесс не только на этапе проектирования, но и в целом строительства, позволяя подрядчикам необоснованно вздувать цены.

Сроки строительства на этапе подготовки затягиваются из-за большого перечня согласующих инстанций, которые выполняют свои функции последовательно, а могли бы параллельно, считает губернатор.

По данным Александра Мишустина, слишком много времени тратится на согласование технических условий для присоединения к энергосетям.

Вице-губернатор, начальник управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов в своем выступлении говорил о необходимости более жесткой регламентации процедуры согласования проектной документации, четком распределении ответственности между специалистами ведомств.

На проблемы здравоохранения обратил внимание членов совета замначальника отраслевого управления Юрий Кулик. В частности, он напомнил, что во вводимых после капитального ремонта больницах стоит старая мебель и инвентарь, так как средства на это в КАИП не заложены. А требуется ни много ни мало 238,6 млн. рублей

Сложная ситуация с оплатой долгов сложилась по 14 реконструируемым объектам здравоохранения. Для завершения пусковых объектов 2011 года требуется 82 327,6 тыс. рублей, в том числе кредиторская задолженность местных бюджетов - 9520,65 тыс. рублей, краевого – 30 756,18 тыс. рублей.

- Некоторые муниципальные заказчики устраняются от исполнения своих функций по объектам здравоохранения, мотивируя тем, что эти объекты стали государственной собственностью, - пожаловался Юрий Кулик.

Но губернатор тут же напомнил, что при передаче в 2011 году больниц в краевое ведение долги остались за муниципалитетами.

Связь с Москвой и территориями

В заключительной части совещания Александр Карлин говорил о взаимодействии с федеральным центром и муниципалитетами:

- Иногда мы создавали программы с расчетом на федеральное финансирование, а оно не было получено, как, например, по сельскому туризму. Но, я думаю, не пропадет наш тяжкий труд и аналогичная федеральная программа появится, так как инфраструктура сельского туризма попадает под финансирование в рамках так называемой зеленой корзины правил ВТО.

Не все хорошо у нас, по мнению губернатора, и по федеральным целевым программам, которые транслируются напрямую без участия регионального бюджета. Речь идет о деньгах на строительство объектов для некоторых вузов. Стройки затягиваются, а ректоры ссылаются на объективные причины. Между тем в Алтайском техническом университете с этими проблемами успешно справляются.

- Мы не должны смотреть безучастно на замороженные в крае капитальные стройки, - призвал губернатор своих подчиненных.

На берегу озера Колыванское идет возведение федерального объекта - оптико-лазерного центра. Сдача второй очереди намечена на 2015 год. Этот комплекс будет иметь серьезное имиджевое значение для края, так как станет местом работы для ученых с мировым именем, а Змеиногорский район - площадкой для международных астрономических конгрессов. Чтобы не ударить в грязь лицом, уже сегодня надо приводить в порядок окрестности: и озеро, и село Саввушка.

-То есть направляемые из федерального центра в регион прямые инвестиции нужно должным образом обрамлять нашими программами, - резюмировал свой тезис Александр Карлин.

По мнению главы региона, необходима своевременная актуализация программных документов. Программы создаются не как иконы, а как инструмент развития. Программы могут меняться в зависимости от условий, от ресурсных возможностей. Александр Карлин предложил ГУЭИ придумать механизм, который будет использоваться для регулярного настраивания программ под меняющиеся условия, например, раз в квартал.

Он также поручил Михаилу Щетинину инициировать в муниципалитетах собственные инвестиционные программы, начав процесс с крупных городов.

- Я не говорю, что мы будем все муниципалитеты заставлять принимать инвестиционные программы при отсутствии ресурсов. Но нам надо иметь четкое представление: насколько правильно на местах оценивают свой ресурсный потенциал и какие приоритеты там определяют для развития территории.

Планы на текущий год

Главным управлением экономики и инвестиций на 2012 год сформирован сводный перечень строек и объектов КАИП с общим финансированием 7,7 млрд. руб. Из них 4,3 млрд. руб. - из федерального бюджета, 2,8 млрд. руб. – из краевого, 601 млн. руб. – из местного.

Наибольшие бюджетные ассигнования предусмотрены на развитие здравоохранения (246 млн. руб.), образования (229 млн. руб.), жилищного строительства (246 млн. руб.), ЖКХ (239 млн. руб.).

В сфере образования продолжится реализация мероприятий по дистанционному обучению детей-инвалидов на дому, проведению противоаварийных мероприятий в зданиях школ, развитию дошкольного образования. Всего в 2012 году планируется ввести в эксплуатацию после капремонта и реконструкции 11 школ, 6 детсадов, начать строительство двух школ и выполнить привязку проектов к местности для 8 учреждений образования.

В сфере здравоохранения планируются мероприятия по развитию объектов медицинского кластера, созданию условий для лечения участников Великой Отечественной войны, больных туберкулезом, с почечной недостаточностью.

В крае будут созданы музеи знаменитых земляков: Михаила Калашникова, Михаила Евдокимова, Роберта Рождественского. Началась реконструкция Государственного художественного музея Алтайского края.

Продолжится работа по созданию спортивно-оздоровительных объектов.

Особое внимание будет уделено развитию объектов жизнедеятельности и жизнеобеспечения. В частности, обеспечению жильем молодых семей, граждан, проживающих на селе, в том числе молодых специалистов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В этом году ожидается из федерального бюджета 67 млн. руб. на программу повышения устойчивости жилых домов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Алтайского края.

Новости