Плыви, рыбка!

В середине прошлой недели Каменский рыбозавод выпустил в Обь 75 тысяч мальков сазана

00:00, 03 мая 2012г, Общество 1811


Плыви, рыбка! Фото №1

…Седьмой час вечера. Представительная делегация, собравшаяся на причале, встречает подъезжающий «КамАЗ». В его кузове - бак, в котором добирались до Камня выросшие в новосибирском озере Урюм годовалые рыбешки. Четыреста километров и семь часов пути – нелегкое испытание для годовиков. Специалисты сравнивают температуру воды в емкости и в водоеме. Разница в полтора градуса позволяет выпускать «путешественников» без риска для их жизни. И вот по опущенному в желоб брезентовому «рукаву» в Обь устремляется сазанья ватага…

Все по правилам

– Это первое зарыбление естественных водоемов на Алтае в текущем сезоне, – поясняет председатель краевой комиссии по осуществлению госконтроля мероприятий по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов Виктор Иванов. – Будет и второе – на озере Малый Иткуль Зонального района.

– Каменский рыбозавод выпустил в Обь годовика сазана, выращенного в Урюмском рыбопитомнике, – подключается к разговору старший научный сотрудник научно-исследовательского института водных биоресурсов и аквакультуры Николай Зеленцов. – Весна – самый благоприятный период для зарыбления. Годовики сразу начинают питаться, быстро расти и становятся малодоступными для хищников. А значит, до рыбопромыслового возраста (четыре-пять лет) доживет достаточное количество особей. Уже этой осенью сегодняшние тридцатиграммовые мальки будут весить около килограмма. У сазана вообще мало естественных противников.

Николай Витальевич поясняет, почему возникла острая необходимость в искусственном воспроизводстве сазаньего стада:

– Этот вид нерестится в поймах водоемов, затопляемых во время паводка. Причем на очень малой глубине – всего 15-20 сантиметров. Но нынешней весной разлива рек не произошло, и сазану нереститься негде. Остается только искусственно его поддержать. Что и сделал Каменский рыбозавод. Учитывая то, что вид быстрорастущий и в Оби для него достаточная кормовая база, предприятие может рассчитывать на увеличение объемов вылова этой вкусной рыбы в ближайшие годы.

Зарыбление водоемов находится под контролем Федерального агентства по рыболовству. В регионах созданы специальные комиссии, которые следят за тем, кто и какую рыбу запускает в реки и озера.

– Процесс происходит в рамках специальной федеральной программы, – отмечает начальник Алтайского филиала ФГБУ «Верхнерыбвод» Сергей Сатюков. – Должно быть рыбоводно-биологическое обоснование такого рода мероприятий. Нечистоплотное зарыбление приводит к появлению в водоемах нежелательных видов. Так, с личинками растительноядных дальневосточных рыб к нам попали ротан, уничтожающий все живое, подобным образом у нас появились верховка, уклейка, девятииглая колюшка. Поэтому важно строго контролировать этот процесс. Отгружаемый из питомника рыбопосадочный материал должен иметь ветеринарное свидетельство. А рыбодобывающие предприятия обязаны воспроизводить биоресурсы на тех водоемах, где ведут лов.

– Администрацией края утвержден перечень рыбопромысловых участков, их 142, – рассказывает главный специалист управления охотничьего хозяйства края Сергей Дегтярь. – На данный момент определились четыре основных крупных пользователя: Каменский рыбозавод, Бурлинский рыбхоз, «Алтайский» и ООО «Магтал». Согласно договору предприятие должно вернуть в водоем столько рыбы, сколько из него изъяло. Каменскому заводу дано разрешение на добычу 250 тонн. Значит, примерно столько же должен и воспроизвести. И он это условие старается выполнять, посадочный материал ему приходится покупать – своего питомника у предприятия нет. У «Алтайского» есть воспроизводственные мощности на озере Мостовом, Бурлинский рыбхоз имеет возможность восстановить свою базу. Что касается сазана, есть перспектива выведения части прудов бывшего племсовхоза «Зеркальный» на его выращивание. Это удешевит посадочный материал, предприятиям не надо будет ездить за ним в соседние регионы.

Кстати, идея разводить его на Алтае возникла еще в 1927 году, когда гидробиолог Зверева, исследовавшая наши озера, отметила, что в них недоиспользуются бентосные кормовые ресурсы (личинки насекомых, живущие на дне водоемов), которыми питается сазан. Акклиматизация его на Алтае началась с бурлинских озер и озера Уткуль в 1935 году. Предки нашего сазана – балхашский и иссык-кульский. Потом эту рыбу адаптировали к речным условиям.

По своим питательным свойствам сазан считается ценным видом, отдельные особи достигают 10 килограммов.

– Наше предприятие производит сазана холодного копчения, – рассказывает коммерческий директор ОАО «Каменский рыбозавод» Ирина Борозенец. – Правда, мы перерабатываем пока не так много, как хотелось бы, хотя спрос на него есть. Надеемся, что благодаря этому мероприятию сможем расширить ассортимент продукции.

И людям, и природе

Зарыбление каменского участка сазаньей молодью проводилось более двадцати лет назад. Ученые и рыбаки отмечают, что здесь его стало меньше. В объеме промышленного лова Каменского рыбозавода сазан составляет только три процента, больше всего в этих местах леща. На численность представителей семейства карповых негативно влияют скачки уровня реки – вода спадает, икра обсыхает, а молодняк остается в закрытых отшнурованных водоемах. Спасти его может только человек. В прошлом году бригада рыбаков предприятия две недели прокапывала каналы, чтобы выпустить в реку из водного плена почти десять тонн мальков.

Помимо этого предприятие ежегодно выставляет искусственные нерестилища на своем участке, периодически зарыбляет некоторые местные озера. Заводчане отлавливали в Новосибирском водохранилище особей-производителей и выпускали выше по реке.

– Мы ведем промысел на участке Оби протяженностью около ста километров, – рассказывает директор ОАО «Каменский рыбозавод» Юрий Горожанкин. – Сегодняшнее зарыбление сазаном, обошедшееся нам в 300 тысяч рублей, через год даст 40-50 тонн товарной рыбы. Но мы делаем это не только для себя, пусть каменцы ловят удочками…

К сожалению, помимо рыбаков-любителей сазаном активно промышляют браконьеры. Весной варварски берут на мелководных нерестилищах, осенью бьют электротоком, круглый год выгребают рыбу из реки сетями.

– В каменской зоне очень распространено браконьерство, – говорит заместитель начальника Алтайского отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Демьян Гаер. – У нас на контроле шесть групп электроудочников, которые наносят колоссальный вред эхтио-фауне Оби в этих местах. Ведем с ними войну. В прошлом году было заведено 24 уголовных дела. Только по официальным данным, в год браконьеры на каменском участке выловили 3,4 тонны рыбы. Смело умножайте эту цифру на 20 и получите реальную картину ущерба. Сейчас, в период нереста, в Камне работает оперативная группа нашего отдела, здесь закреплен постоянный инспектор рыбоохраны. Разработан план совместных мероприятий с сотрудниками МВД и Ордынским отделом рыбоохраны.

…Члены краевой комиссии внимательно вглядываются в сазаний поток и дают заключение: зарыбление проведено по всем правилам, погибших в дороге особей совсем немного, посадочный материал надлежащего качества. Акт подписан. Последние рыбешки скатываются по желобу в Обь, которая станет им новым домом. Плыви, рыбка! Расти большая-пребольшая!

Наталья ИСАЕВА

Фоторепортаж