Тысяча верст на двух колесах

00:00, 14 июня 2012г, Общество 2099


Нет привычнее картины, чем тяжелые машины, выезжающие с Рубцовского (Потеряевского) рудника. Нет зрелища непривычнее, чем стартующие оттуда же велосипедисты. И поэтому на ровной асфальтированной площадке 4 июня собрался коллектив предприятия. Оставив ненадолго работу, сотрудники ОАО «Сибирь-Полиметаллы» вышли, чтобы поприветствовать участников велопробега «Тропы Горного Алтая».

Экспедиция

С 2004 года Уральская горно-металлургическая компания ежегодно организует экспедиции по тем регионам, где находятся ее предприятия. Энтузиасты-любители путешествовали по Свердловской области, Башкортостану, Северной Осетии, Кемеровской области. Настал черед Алтайского края. Уже после того как было принято решение о выборе региона, всю экспедицию разделили на несколько этапов. Сплав по Катуни участники осуществили две недели назад, а сейчас отправились тропами Горного Алтая на велосипедах. Дальше им предстоит взойти на самую высокую точку Алтая – гору Белуху, затем – отправиться в пешее путешествие по Северо-Чуйскому и Южно-Чуйскому хребтам. И заключительная фаза – автопутешествие – должна охватить все, что осталось за рамками предыдущих. Всего в экспедиции задействовано 30 человек, на велосипедном этапе – пятеро.

Маршрут велосипедистов продуман до мелочей: от Потеряевского рудника – прямиком в Змеиногорск, оттуда горными тропами – до Белокурихи. Потом через перевалы группа окажется на Чуйском тракте и проследует почти до границы с Монголией, до Кош-Агача. Конечная цель – труднодоступное плоскогорье Укок, куда и на внедорожниках нелегко проникнуть, и пешком идти далековато. Велосипед – самое то!

Несмотря на довольно сложный маршрут протяженностью около тысячи километров, требующий выносливости и определенной подготовки, отбор участников проходил очень демократично.

– Я хочу подчеркнуть, что путешествие – не велогонка, – говорит руководитель экспедиции Николай Рундквист. – Наша задача – издание альбома. То есть практически каждый человек, хромой не более чем на одну ногу, способен участвовать в таком мероприятии.

Оказывается, в Екатеринбурге есть некий клуб по интересам, объединяющий на сегодняшний день человек 30. В начале года компания оповещает о своих планах, и каждый выбирает для себя определенный этап, который ему больше подходит. Кто-то с пользой проводит каникулы, кто-то – отпуск, а кому-то приходится отпрашиваться с работы. Сам Николай является директором небольшого издательства и поэтому говорит, что с некоторой натяжкой можно считать, что он и сейчас находится на работе, занимаясь сбором материалов для издания альбома об Алтае.

Алтайский «изюм»

Николай Антонович признается, что раньше активно занимался спортивным туризмом. Говорит, что сейчас эта форма туризма медленно «выветривается». Она «выветривается», но еще сохраняется. В экспедициях по каждому региону участники стараются подняться на самую высокую вершину.

– Здоровья хватило залезть, например, на Казбек, – рассказывает Николай. – В этом году мы на Белуху собираемся подняться.

Оказывается, на Алтае он уже бывал – обычным самодеятельным туристом - да так и прикипел душой к нашему краю.

– Алтай – один из красивейших регионов, – утверждает путешественник. – С ним может конкурировать что? Только Кавказ. Но у Кавказа есть два минуса. Во-первых, там ситуация какая-то напряженная. А во-вторых, он о-о-очень заселен. Вы залезаете на какой-нибудь перевал высотой 2900, а там сидит местный житель или еще кто-то и пьет вино. Урал очень красивый. Но если его с Алтаем сравнивать, то Урал – это булочка с изюмом. Она очень вкусная, классная такая, но вот эти изюминки – они не всюду, а в каких-то местах, а между ними – ничего особенного, ну булка обычная. А Алтай – это пакетик с изюмом без примесей. Мне вот так кажется.

На вопрос, зачем путешественнику с 30-летним стажем такие вот экспедиции, Николай Рундквист отвечает:

– Во-первых, мы создаем некий положительный информационный повод и пресса рассказывает не про насилие и убийства, а про нас – безобидных ребят, которые путешествуют по стране. Во-вторых, УГМК заинтересована в продвижении тех территорий, где работают ее предприятия. И, наконец, по материалам каждой экспедиции мы готовим альбом. Есть идея через два года, к 15-летию компании, издать альбом «Страна УГМК», охватывающий все регионы, где мы побывали.

Энтузиасты

У группы – четыре велосипеда и автомобиль сопровождения. Машина – это своеобразная страховка от неприятностей в пути. Опять же лишние вещи на двухколесного трудягу грузить не надо. А главное - автомобиль экономит время в случае неисправности основного транспорта.

– Вот сломался велосипед, а машины нет, все сидят чинят его полдня, – аргументирует Николай. – А здесь можно договориться: мы едем на 70 километров вперед, ремонтируем вам велосипед, готовим ужин, а вы пока крутите педали.

Впрочем, у путешественников двухколесный транспорт надежный, с ним даже общего языка искать не надо.

– Едет и едет себе, практически не ломается. Жми на педали – и все, – утверждает Антон Белоусов.

Рассказывая о своем железном друге, молодой человек отмечает его преимущества перед обычным велосипедом: это и двойные обода, чтобы по камням ездить, и хорошие передние амортизаторы, и укрепленный багажник, и 24 скорости.

На велосипеде Антон с детства. Начинал, как и все, во дворе. Со временем, когда это превратилось в хобби, приобрел себе уже серьезную модель. Для него данная экспедиция – не первая. Два года назад парень путешествовал по Горной Шории. И вот сейчас отправился в новый поход с друзьями-единомышленниками.

По жизни Антон Белоусов – графический дизайнер. Эта же профессия – у Александра Баранова и Антона Бородкина. И только Анатолий Кондратьев – программист. Что не мешает им каждое лето, расставшись с компьютером и рабочим креслом, пересаживаться в седло велосипеда и отправляться в неизведанные дали.

– Важно, что участники экспедиции – молодые ребята, – отмечает заведующий отделом по спорту администрации Рубцовского района Игорь Безносов, – и что они сами изъявили желание поучаствовать в данном мероприятии. Это хороший пример для других. Масштаб экспедиции со всеми ее этапами достаточно серьезный. И, думаю, только походами дело не ограничится. Как правило, участники таких активных мероприятий затем выкладывают материал в Интернете – с фотографиями, со своими впечатлениями, что привлекает интерес к местам путешествий.

В добрый путь!

Перед отправлением ребята еще раз проверяют велосипеды, дают интервью, фотографируются.

– У меня всегда присутствует предстартовое волнение, – признается руководитель экспедиции. – Я думаю, если оно когда-нибудь исчезнет – надо точно завязывать. А если есть волнение, если есть какой-то драйв, значит, есть интерес, кураж, значит, можно еще путешествовать и все будет хорошо.

Генеральный директор ОАО «Сибирь-Полиметаллы» Геннадий Ставский пожелал путешественникам хорошей дороги, «особенно ближайшие 20 километров, которые мы построили в прошлом году», и дал начало велопробегу из стартового пистолета.

Закрутились колеса, мелькнули майки с логотипом экспедиции, и ребята взяли курс на Змеиногорск. Через несколько километров рубцовские степи сменятся небольшими холмами, и чем дальше, тем выше окажутся горы.

Людмила МАКОВЕЦКАЯ. с. Потеряевка, Рубцовский район.

Новости