Не ныряйте: здесь неглубоко!

00:00, 23 июня 2012г, Общество 2309


Не ныряйте: здесь неглубоко! Фото №1

Благодатная пора - лето. Яркая, пронзительно-чудная. И берег турецкий становится как-то не очень нужен, и Таиланд уже не так притягателен… Покидал вещи в машину – и на природу. Куда-нибудь поближе к речке.

Сезон открытой воды

Вот эти-то благословенные деньки – самая горячая пора для сотрудников Центра ГИМС МЧС РФ по Алтайскому краю. К прохладе водоемов стремятся все, не задумываясь ни о собственной безопасности, ни о законности своих действий вообще.

В Барнауле отдых у воды становится достаточно серьезным. В этом году проблема усугубляется и низким уровнем воды, и… отсутствием официально оборудованного бесплатного пляжа. В итоге и водители маломерных судов, и простые любители купания вынуждены соседствовать на воде в опасной близости друг с другом.

Руководитель патрульной службы № 2 Центра ГИМС государственный инспектор Денис Васильев ловко выводит катер на обской оперативный простор. Рыкнув моторами, техника доносит нас до протоки, где прежде был городской пляж.

- Вот, посмотрите, какая картина, - Денис Васильев обвел рукой панораму правого берега Оби за новым мостом. Десятки авто, сотни людей, не всегда трезвых. Захламленный берег и ныряющие среди коряг ребятишки.

– Одна большая головная боль получилась – и для нас, и для полиции, и для природоохранных структур.

А пляжа-то и нет!

Там, где прежде на бережку посиживали с донками одни лишь рыболовы, сегодня люди загорают на лежаках и в креслах. Женщины с детишками прячутся от палящего солнца под зонтами и тентами. Мужчины заняты шашлыком - даже на середине реки чувствуется, как с берега тянет его волшебным запахом…

Вроде ничего плохого, сплошная идиллия. Однако я бы не стал купаться в этом коряжнике или вот на этих камнях: там здоровенные, отточенные рекой колья на дне, а здесь – стекла от бутылок. Кстати, вот прямо на глазах еще пара стекляшек из-под водки полетела с берега в воду: компания «отдыхающих» прикончила очередную порцию спиртного… А вот тут (в том месте, где сейчас ныряют детишки, пока их мама на берегу режет зелень к мясу, а папа занят мангалом) под водой ждет свою жертву пучок каких-то здоровенных железяк – то ли проволока, то ли толстенные стальные тросы, то ли кусок бетонного блока с торчащей во все стороны арматурой. Знаю обо всем этом точно, потому что не одну оснастку оборвал, когда бродил тут прошлой осенью со спиннингом.

На входе в протоку, практически у самого уреза воды, – масса автомобилей. Прямо парковка в непосредственной близости от реки. Какая там водоохранная зона 200 метров?! Вот, прямо на глазах, нисколько не обеспокоившись удобствами окружающих, владелец намывает бока своего стального коня. Вот еще один, разложив на травке коврики, порысил с ведерком к реке. Причем никого вокруг это не возмущает…

- Отсутствие официального городского пляжа привело к тому, что на Оби началось нечто невообразимое, - вздохнул Денис Васильев. – На маленьком пятачке всё в одну кучу смешалось: и автолюбители, и рыбаки, и купающиеся, и гонщики на гидроциклах… Этот хаос попросту опасен! И самое отвратительное, что мы мало что можем сделать. Ну как удалить с потенциально опасного участка берега несколько сотен людей сразу? В лучшем случае они вполне резонно потребуют указать разрешенное для купания место. А где оно? Владельцев моторных плавсредств мы тоже в данной ситуации не можем приструнить: нет пляжа - нет запрещенной для движения маломерных судов акватории, получается, гоняй себе...

И, судя по всему, городского пляжа в Барнауле на привычном месте уже не будет. В глубине протоки, которая была отведена под место отдыха и купания, обосновался яхтклуб. Хоть и говорили о том, что, мол, не помеха он любителям отдыха у воды, но… Нынешний год показал, что не уживутся вместе пляж и место стоянки маломерных судов. Что, прикажете по головам купающихся к причалу подходить?

Ходим как хотим

Вообще, частное судовождение на Оби – тема больная. Бывает, никаких документов у горе-шкиперов при себе просто нет. Совершенно непонятно тогда – имеет ли человек право на управление маломерным судном, его ли эта лодка? Да и кто сам такой - не ясно! Следует знать, что в таком случае плавсредство изымается и отправляется на штрафстоянку на то время, пока не будут установлены хозяин лодки и личность самого рулевого. Ну и штраф, разумеется, грозит такому «бесправному капитану» в любом случае.

Часто маломерное судно не укомплектовано всеми необходимыми для его безопасного вождения средствами. Впрочем, спасжилеты на всю команду есть практически у всех. Это уже хорошо. А вот такая штука, как «конец Александрова», далеко не у каждого судоводителя имеется. В лучшем случае эта, говоря сухопутным языком, веревка с поплавками валяется глубоко на дне лодки, под стланями, где, следует признать, ее наличие в экстренном случае абсолютно бесполезно. Так разве, перед инспектором мучительно порыться в скарбе да отчитаться: есть, мол.

Огромное число мощных моторных плавсредств, что с ревом проносятся в опасной близости от пловцов, чуть не сталкиваясь друг с другом, попросту не зарегистрировано. Дело в том, что налог на такую технику не по карману зачастую даже о-о-о-очень состоятельным людям. Кто готов платить несколько сотен тысяч рублей в год за возможность коротким сибирским летом покататься на «аквабайке»?

- Как правило, покупают такую технику не подумав, - объяснил напарник Дениса Васильева государственный инспектор Анатолий Катаев. – К тому же в ходе эксплуатации выясняется, что гидроцикл весьма «прожорливое» и не очень-то удобное плавсредство: топлива требует много, а ни вещи на нем не перевезти, ни пассажиров. Да и пройтись с ветерком на нем здесь особенно-то и негде - не море ведь. Очень дорогие игрушки. Потому и меняют они владельцев каждый сезон, а то и чаще. Естественно, кто будет заморачиваться их регистрацией в таком случае?

Кстати, о регистрации. С 27 мая нынешнего года в ее порядок внесены изменения. Теперь лодки, чья масса с грузом не превышает 200 кг, а мощность их двигателя – 8 кВт (10,5 л. с.), не подлежат обязательной регистрации. То есть от процедуры обязательной постановки плавсредств на учет избавлены владельцы большинства надувных лодок, оснащенных бензиновыми моторами-«десятками» и электродвигателями.

- Но люди все равно хотели бы ставить такие лодки на учет, - добавил госинспектор Анатолий Катаев. – В случае кражи, что не редкость, двигатель и само зарегистрированное судно, имеющее бортовые знаки, найти проще…

Кто хозяин на воде?

В ходе рейда обрисовалась еще одна проблема – явное несоответствие технического оснащения ГИМС поставленным задачам. Нет, в целом все в порядке: техника работает как часики, на борту патрульного катера – образцовый порядок и чистота. Но сегодня на Оби превосходство в скорости, увы, не за Государственной инспекцией по маломерным судам. Водители частных катеров с более мощными двигателями зачастую не только не соблюдают правила судовождения, но даже не замедляют хода на законное требование остановиться: разворачиваются так, чтобы не были заметны номера, и – только водяная пыль столбом. Вой сирены и проблесковые маячки для них - пустое. Не знаю, как инспекторам ГИМС, а мне такое отношение к представителям закона показалось крайне наглым. И обидным, что уж там говорить.

- Мы даже можем точно знать, кто это, - сказал Денис Васильев. – Но наше знание к протоколу не прибавишь. Было, и не раз: подходим к месту стоянки такого катера, спрашиваем, мол, чего ж вы, гражданин, без спасжилета сами по реке ходите и пассажиров возите? В ответ – ухмылочки и круглые глаза: «Я? Да я вообще сегодня на воде не был, докажите обратное!»

Мне кажется, что корень всех нынешних бед на Оби – в общем неуважении друг к другу. Жителям города все равно, во что превратится Обь в черте города в результате их «культурного» отдыха. Водителям маломерных судов начхать вообще на всех – и на власть, и на мамаш с детьми на берегу, и на ГИМС…

Ну как же так-то? Дикари мы, что ли?

Новости партнеров
Фоторепортаж