Через реки, горы и овраги…

00:00, 12 июля 2012г, Экономика 2323


Через реки, горы и овраги… Фото №1

«Газпром» слово держит: в сентябре газопровод придет в Нижнюю Каянчу, чтобы дать экологически чистое топливо для местных жителей, турзонам «Бирюзовая Катунь» и «Сибирская монета».

Национальная компания «Газпром» через два месяца по плану намерена завершить прокладку 56-километрового газопровода через Советский и Алтайский районы, который упрется в газораспределительную станцию в Нижней Каянче. Путь голубого топлива – к шести десяткам турбаз на левом берегу Катуни, пяти населенным пунктам и особым экономическим зонам «Бирюзовая Катунь» и «Сибирская монета».

Одновременно здесь трудятся от 50 до 60 человек, большое количество техники. Нить газопровода тянут навстречу друг другу несколько бригад.

- Сварены «в нитку» 47 км трубы, разработано свыше 28 км траншеи, проложено и засыпано 18 км трассы, - рассказывает директор Алтайского линейно-производственного уп-
равления магистральных газопроводов (ЛПУМГ) «Газпромтрансгаз Томск» Андрей Хмурович.

Сейчас на зеленых склонах алтайских предгорий у горы Бабырган с севера на юг тянется многокилометровая узкая полоса свежепотревоженной экскаваторами и бульдозерами земли. Это не след от казацкой шашки, скорее - от тонкого скальпеля хирурга. Трудно поверить, но через несколько месяцев увидеть этот газопровод можно будет только на специальных картах – встревоженные ножами бульдозеров скальный грунт, глину и дерн вернут на место, труба прикроется земляникой и травой. Кто распознает, что под знаменитым алтайским разнотравьем теперь будет прокачиваться 200 млн. кубометров газа в год?!

- После завершения работ никто не должен найти трубу! Для чего это делается, думаю, объяснять не надо? Ну и чтоб не портился ландшафт! – улыбается Хмурович.

- Знали бы раньше, что здесь такая красота, приехали бы всей бригадой из Омска на Алтай не служебным автобусом, а на своих машинах! – говорит бригадир сварщиков казах Асхат Сарсенбаев.

Директор Андрей Хмурович смотрит на действительность глазами управленца:

- Две трети трассы проходит по холмам, оврагам, пересекает болота, малые реки и ручьи. Вот этот на всех картах обозначен как сухой, а здесь после июльских дождей посмотрите, что делается!..

Действительно, убедились - наши алтайские горки после любого дождичка моментально превращаются в «американские». Для гусеничной техники еще терпимо, для колесной – лучше не соваться в набухшую глину.

Мы находимся недалеко от речки Айчонок на автомобильной дороге из Алтайского к «Бирюзовой Катуни». Несколько часов назад газопровод проткнул основание этой асфальтированной трассы словно рапирой – да так, что проезжающие по дороге в легковых и грузовых авто даже и не качнулись ни разу.

Впрочем, скорость напрямую зависит от качества. В первую очередь – сварки. Если на равнине можно было укладывать газопровод «плетями» - заранее сваренными тремя трубами, – то сейчас на каждых 10 метрах разворачивается мини-операция по точной подгонке друг к другу стыков.

- Местные приходят смотреть, невесты? – интересуюсь у молодых сварщиков.

- Какие невесты?! Газопровод обходит стороной населенные пункты, так что на нас смотрят лишь пастухи с летних стоянок да коровы…

Сварщики имеют высшую квалификацию, питерские электроды сертифицированы, из-за толщины стенок шов вручную проходят четыре раза. Бросается в глаза парадокс: ни импортная техника, ни мощь моторов или электродной дуги, а обыкновенная дождевая капля или порыв вольного ветра могут повлиять на качество, «поспособствовать» образованию мелкой поры в месте стыка. Поэтому каждое рабочее место сварщика оборудовано специальным навесом и полиэтиленовым занавесом плюс космические технологии проверки качества швов и труб.

Второе яркое впечатление - абсолютное преобладание на стройке томичей, омичей и новосибирцев. Все женаты и работают «на квартиры».

- Зато мы ваших алтайских сварщиков видели на Севере, в Якутии и на Сахалине! – смеются омичи-татары Руслан Мусалямов и Рашид Якубов.

На сопке над Нижней Каянчой будет газораспределительная станция – ГРС. Сейчас выровненная площадка размером с футбольное поле из-за обилия строений, сплетений труб и кабелей различного сечения и цветов напоминает распотрошенную гигантскую подводную лодку.

- Здесь еще поставим газовую мини-турбину для выработки электроэнергии, – добавляет эмоций Андрей Хмурович.

И опять, не обращая внимания на начальство, вокруг споро работают сварщики – «белая кость» на любом газо- или нефтепроводе.

- Я с 18 лет в командировках по всему СССР: был и на Севере, и на Урале, и в Средней Азии, и в Европе, не говоря про Дальний Восток, - говорит 63-летний новосибирец Александр Судницин. – После месячной вахты мы столько же должны отдыхать, а я могу лишь две недели дома высидеть. Нас тут четверо близких родственников, включая внука Артема, так что я на любом газопроводе как дома, только без жены.

- Сложная стройка? – показываю на окружающие альпийские пейзажи.

- Сложнее было лишь в болотах под Ханты-Мансийском, но там летом климат прохладнее, - говорит Александр Судницин. И извиняется: «Надо работать!»

Олег АНТОНОВ

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж