«Сюжеты реалисту дарит сама жизнь…»

Александр Песоцкий сорок лет остается верен выбранному направлению

00:00, 13 июля 2012г, Культура 3461


«Сюжеты реалисту дарит сама жизнь…» Фото №1

«…Все эти разговоры про какое-то там вдохновение, про творческий полет – сентиментальная чушь. Изобразительное искусство – это труд, это образ жизни. У художника нет выходных. Он смотрит на мир другими глазами, подмечает то, на что другой человек даже не обратит внимания. Необъяснимая потребность постоянно тянет к холсту. К созданию новой работы побуждает сама жизнь!..»

Прямолинейность – одна из черт характера Александра Песоцкого. В этом человеке жесткий стержень. Каждое его слово, каждая его картина – это жизненный опыт. Он не привык фальшивить: говорит то, что думает, пишет то, что видит и чувствует.

Песоцкий – реалист, тонко чувствующий то, что рисует, пропускающий увиденное через душу, проецирующий ощущения на холст. Его творчество сродни творчеству Шукшина – один пишет деревню маслом, другой – словом. Предвижу усмешку некоторых читателей – эка, хватила! Шукшин! А вы загляните в альбом «Главным остается жизнь. Мир образов Шукшина в художественных коллекциях Алтайского края», куда включены работы нашего героя, и сами все поймете.

От чистого истока

В домашней мастерской Александра Филимоновича все пронизано мироощущением хозяина. Он бережно хранит раритетные вещи, которые для него не просто натурщики, а, можно сказать, друзья. Старый чиновничий портфель, кресло, которое еще в кабинетах каменского горисполкома стояло, фуражка, фотокарточка Ильича за рабочим столом, советских времен будильник, на окне – кувшин с колосьями…

– Меня некоторые коллеги называют художником села, – говорит Песоцкий. – А я и не отрицаю. Города с их многоэтажками меня не трогают. А вот банька покосившаяся или деревенская улица – это цепляет, это хочется рисовать. Видно, так по жизни получилось, по характеру... Я вырос в деревне, среди селян прошло мое детство. И до сих пор все это держит, не отпускает. Этим питаюсь, об этом мои работы…

Родился Песоцкий в Павлодаре 18 апреля 1947 года. Первый класс окончил в Барнауле. Но горожанином был недолго – его отца в числе «партийцев-двадцатипятитысячников» советская родина направляла в разные районы Алтайского края. Какое-то время семья жила в селе Красный Яр близ Бийска. Неподалеку Сростки. Там юный Саша напитался любовью к деревне, к ее людям и природе. Этим он объясняет понимание и принятие шукшинских образов. Жанровые работы художника изобилуют такими же деревенскими персонажами. «Картошка посажена», «Сено привезли», «Ждут письма» – разве может так точно передать колорит сельской жизни тот, кто не жил среди этих людей?

– Жалко, что деревня исчезает, – с горечью произносит художник. – Без нее Россия не выживет. У нас менталитет такой. Деревня нужна не для государственного устройства. Она важна как духовное, нравственное, культурное начало. Это источник чистоты. Не город эту чистоту рождает – деревня!

Песоцкий не мыслил себя без того, что ему так дорого. Александр даже пробовал связать свою жизнь с сельским хозяйством – окончил Каменский сельхозтехникум и успел поработать агрономом в одном из совхозов Тюменцевского района. Но творческая натура взяла верх – после армии поехал поступать на художественно-графическое отделение Бийского педучилища.

– Сколько себя помню, столько и рисую, – рассказывает мой собеседник. – Еще в школу не ходил, а уже рисовал. И так всю жизнь – где бы ни жил, где бы ни работал. Сказать, откуда во мне это, трудно. Отец и мать были маслосыроделами, чтобы кто-то из предков картины писал – не слышал. Меня в моих творческих начинаниях всегда поддерживала мама, за что ей очень благодарен.

Проверка на профпригодность

Вернувшись в Камень к родителям после училища в 1972 году, Александр попытался выставить свои работы. Художественное общество края не сразу приняло начинающего пейзажиста. Он долго трудился оформителем в городской и районной мастерских. Рутинная работа почти не оставляла времени для настоящего творчества.

В 1972 году в Камне открылась художественная школа. Юные дарования получили возможность продолжать дело знаменитых земляков. А таких было немало, взять хотя бы Чукалова, воспитавшего известных художников Кайдалова, братьев Титковых, Михайлова. Школу возглавил Борис Русанов. Позже ею руководили профессиональные художники Петров, Сивидов, Филатов, Ботев. В 1987 году в «художку» пришел Александр Песоцкий, который впоследствии стал ее директором. Он по примеру своих именитых наставников всю душу вкладывал в учеников. Двадцать лет отдал Александр Филимонович педагогической деятельности. Учил ребят много и упорно работать и сам подавал им пример. При школе у него была мастерская (это пошло с Александра Ботева, который считал, что педагог должен расти на глазах у учеников, только тогда он сможет чему-то их научить). Учащиеся могли приходить туда и смотреть, как создает свои произведения их наставник, как кладет мазок, какую технику использует, какие сюжеты выбирает. Его творчество всегда было патриотичным. Портреты родителей, отражение быта простых сельских тружеников, тема Великой Отечественной войны, природа – все это было своеобразной школой нравственности для подрастающего поколения, неназойливым, естественным привитием тех традиций, на которых держится наша культура.

В начале девяностых судьба преподносит Александру Филимоновичу настоящий подарок – он получает возможность поработать на знаменитой академической даче имени Репина в Вышнем Волочке под руководством известных российских живописцев Кугача, Соломина, Белых, Тимкова. Эти люди помогли провинциальному художнику-реалисту поверить в себя, подтвердили правильность выбранного им творческого пути.

После возвращения домой Песоцкий начинает активно участвовать в городских, краевых и межрегиональных выставках, в 1989 и 1992 годах организует в Камне персональные выставки. В 1993 году становится членом Союза художников России. В этот период он много и плодотворно работает, вывозит свои картины в Павловск, Барнаул, Красноярск, Томск. Его работы приобретают Государственный художественный музей Алтайского края, музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, частные коллекционеры из Австрии и Германии.

Главной тематикой по-прежнему остаются деревенская поэзия и природа. Много картин посвящено Великой Отечественной войне. «Память», «Вдовы», «Ждущие. 1945 год» и другие. Присутствуют портрет и автопортрет. В последнем акцент ставится не на позирующем сходстве, а на психологии – художник отражает свое эмоциональное состояние в разные моменты жизни: на пленэре, на охоте. В перестроечные времена в его творчестве появляются социальные сюжеты – нищенство, голод, заброшенные сельские дома.

Случались периоды, когда совсем не хотелось писать. Один из таких сложных моментов – начало двухтысячных. Борьба с городскими чинушами за сохранение в Камне культуры художественного творчества, утрата по причине банальной халатности коммунальщиков большого числа авторских картин, судебные тяжбы. Песоцкий вышел на пенсию и сразу покинул директорское кресло «художки». Но главная его боль – нивелирование заслуг именитых каменских художников, сведение на нет традиций изобразительного искусства в городе.

– У нас был масштабный проект «Шедевры сельских галерей» – мы собирали «жемчужины» алтайских провинциальных художников, – рассказывает заслуженный работник культуры, член Союза художников России, бывший директор краевого Художественного музея Любовь Шамина. – Когда я приехала в 2007 году в Камень, была поражена: некогда богатая культурная жизнь этого города пришла в упадок. Я объехала всех местных художников, но ничего стоящего в их коллекциях не увидела. Песоцкий оказался единственным, чьи работы нас заинтересовали. Александр Филимонович один представляет Камень-на-Оби в Союзе художников России, держит планку, выставляется, растет. Недавно он привозил очередную персональную выставку в нашу галерею «Кармин». Первая была посвящена его 60-летнему юбилею в 2008 году. Вторая прошла в апреле этого года и называлась «Моя жизнь». Было представлено более ста работ, среди которых очень много новых. Видно, какими плодотворными прошли для Александра Филимоновича последние пять лет, он заметно повеселел, его настроение отразилось на его творчестве.

Реализм и свет души

– Он будто заново обрел себя, стал раскованнее, смелее, – продолжает Любовь Николаевна. – Много пишет пейзажей. В его живописи появились нотки импрессионизма, она какая-то животрепещущая, волнующая. Словно у художника открылось второе дыхание. Если характеризовать одним словом его творчество, это будет «реализм» – автор остается верен себе. А если коротко характеризовать сегодняшнего Песоцкого как человека, то скажем так – «свет души». Александр Филимонович – духовно богатый и необыкновенно одаренный человек.

– Я наблюдаю за творчеством Песоцкого уже лет сорок, – рассказывает заслуженный художник России Ильбек Хайрулинов. – Бываю на его выставках, мы общаемся. Заслуживают большого уважения та последовательность, с которой Саша трудится в традициях русского реализма, его старания, целеустремленность. Реализм всегда актуален, ведь он передает эпоху, человека и его жизнь в разные времена. По картинам приверженцев этого направления люди изучают историю. И здесь важна не столько техника, не она так ценится и бережно хранится поколениями. Главное – настроение, душа. Они-то и составляют основу творчества Александра Филимоновича.

– Художник – это не должность, здесь нет окладов, вознаграждение за нашу работу – улыбки и одобрение зрителей и коллег, – говорит председатель Алтайского отделения Союза художников России Владимир Прохода. – Последнее случается нечасто – обычно мы скупы на добрые слова, ревнивы к творчеству других. Не заискивая по поводу техники и качества работ Песоцкого, отмечу его активность и способность удивлять. Этот мастер долгие годы удерживается в своей нише, в его голове и творчестве порядок, единая линия. Он достаточно глубок и широк в своем амплуа, очень серьезно относится к тому, чем занимается. Я бы сравнил его с писателем Свинцовым – оба свободно, раскованно и простым языком умеют передать любовь к жизни и природе.

Справедливо отмечено – главную оценку деятельности художника дают зрители. На открытии одной из экспозиций ученик Песоцкого, ныне известный в крае художник Николай Зайков сказал: «Я считаю, что Александр Филимонович у нас на Алтае - лучший художник». А вот выдержка из книги отзывов на одной из персональных выставок: «Ваша живопись исторична… Доктор искусствоведения, профессор Тамара Степанская». Или следующее: «Праздник души! За каждую картину, за каждый пейзаж, за каждый реалистичный сюжет – спасибо! За «Память» – отдельное спасибо! Душа работает! В.Трубникова, В.Усачева».

Послесловие

В кармане художника - путевая записная книжка. Наброски, подмеченные интересные детали – сюжеты реалиста рождаются из жизни. Есть чем гордиться – ученики окрепли и в чем-то даже переросли наставника, дочь унаследовала талант и характер. Есть к чему стремиться – в голове масса идей, планов, предостаточно сил. Садится он за руль своего скромного авто и отправляется туда, где все дышит чистотой и вдохновляет на творчество – в деревню, на природу. Снова будет часами сторожить на рассвете журавлей, профессиональным взглядом любоваться токующими тетеревами, подмечать нюансы деревенского колорита… И мечтать. О просторной мастерской, где можно писать большие полотна. О собственной студии, где он будет растить таланты. О том, что каменская земля вновь напомнит о себе миру изобразительного искусства новыми именами…

Наталья Исаева

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж