Перекрыть кислород «чёрным лесорубам»

О борьбе с незаконными рубками рассказывает начальник отдела Федерального государственного лесного надзора управления лесами края Владимир Безугляк

00:00, 23 августа 2012г, Происшествия 3541


Перекрыть кислород  «чёрным лесорубам» Фото №1

- Владимир Владимирович, в интервью лесничих Боровлянского и Озерского лесничеств, опубликованных в нашей газете, прозвучала большая тревога за судьбу зеленых массивов. «Черные лесорубы» сбиваются в организованные преступные группы и хищнически истребляют леса, выбирая лучшие деревья.  

Что происходит сегодня?

- В прошлом году нам удалось принципиально поменять ситуацию. За 2011 год было существенное снижение как объемов незаконно заготовленной древесины, так и количества незаконных рубок вообще (по этим показателям снижение было в два раза в сравнении с 2010 годом). К середине 2012 года совершенно иная картина. На 34 процента увеличилось количество воровских рубок и на 65 процентов возросли объемы незаконно заготовленной древесины. Такую арифметику в большей мере дал стремительный рост этих правонарушений на территории лесничеств рубцовской зоны, и в первую очередь Озеро-Кузнецовском, Лебяжинском, Волчихинском, Ракитовском. Здесь срублено 3266 кубометров, то есть 43 процента от общего объема. (В крае 31 лесничество, общий объем незаконно заготовленной древесины 7560 кубометров.) Можно представить масштабы воровства леса.

На территории одного Озеро-Кузнецовского лесничества произошло 119 незаконных рубок и заготовлено 2019 кубометров, это более четверти от незаконных рубок на всей территории края. Лесничество находится в приграничной с Казахстаном зоне, где ситуация достаточно напряженная, работать людям особо негде, очень высокая доступность леса. Сравниваем с теми же Озерками, где почти от каждого дома есть дорога в лес, там примерно та же ситуация. Из деревни, прилегающей к лесному фонду, спокойно можно подъехать к лесу, срубить деревья и найти возможность легализовать древесину на частных пилорамах либо передать каким-то деревопереработчикам.

- Считается, что именно пилорамщики принимают ворованную древесину. Сколько лесопилок в проблемной зоне?

- В рубцовской зоне на территории прилегающих Рубцовского, Угловского, Волчихинского, Егорьевского районов находится не менее 89 пилорам, цифра очень большая. Это притом, что арендаторы лесных участков, которые ведут заготовку древесины на территории четырех лесничеств, деловую древесину практически не продают. Большая часть сырья с хорошим рабочим диаметром поступает на Рубцовский ЛДК, где в результате глубокой переработки получают высококачественный пиломатериал, который идет за пределы края. Возникает вопрос: на какой же древесине работают 89 пилорам? Ответ находится на поверхности: на ворованной.

В мае 2012 года управление лесами обратилось в ГУ МВД России по Алтайскому краю с просьбой по организации профилактических мероприятий в отношении владельцев пилорам с целью перекрытия каналов поступления незаконно добытой древесины.

Не могу сказать, что после этого наступил какой-то перелом. Работу можно будет оценить по истечении полугода, а будем ли мы фиксировать незаконные рубки в таких же количествах – покажет время. Пока силы брошены на то, чтобы максимальную площадь лесного фонда охватывать совместным патрулированием с сотрудниками правоохранительных органов и арендаторами лесных участков. Ответственность за сохранность государственного имущества, которым является лесной фонд, в полной мере должны нести и арендаторы участков наряду с государственными инспекторами. Понятно, что наших сил недостаточно. На территории лесничества, как правило, работают от 6 максимум до 8 лесных госинспекторов. С учетом того, что они выполняют еще массу других обязанностей, реально с незаконными рубками на постоянной основе борются два-три человека (приходится патрулировать по ночам, когда людям надо отдыхать, кто-то в отпуске, на больничном), была поставлена задача, в том числе и арендаторам, обеспечивать совместные мероприятия по борьбе против нелегальных дровосеков.

- Владимир Владимирович, кроме космического мониторинга, авианаблюдения, совместного с полицией патрулирования что помогает в борьбе с порубщиками?

- В 2011 году за счет средств краевого предприятия краевого государственного учреждения «Алтайлесхоз» был приобретен уникальный аппарат – ЛИНТАБ. С помощью этого научного комплекса можно с высокой точностью идентифицировать древесину. Незаконные рубки удается раскрывать сотрудникам полиции только в том случае, если нашим лесным госинспекторам самостоятельно либо с помощью сотрудников полиции удается «черных лесорубов» задержать на месте преступления. Это происходит редко. Понятно, что все жулики достаточно мобильны, на технике, оснащены рациями, сотовой связью. Их информируют сигнализаторы, поэтому ворам и удается разбежаться. Кроме того, древесина, которая транспортируется по территории края, обезличена и сказать, откуда она взялась, достаточно сложно. Так вот, анализируя структуру дерева с помощью ЛИНТАБа, с достаточно большой долей точности можно установить, именно с тех ли деревьев, срубленных на этом месте, перевозная древесина.

ЛИНТАБ поставлен в экспертно-криминалистическом центре ГУ внутренних дел. Экспертизы, которые назначались, показали высокую эффективность прибора. Однако он используется, на мой взгляд, недостаточно эффективно. Что, вполне возможно, является одной из причин слабой раскрываемости преступлений данной категории.

Из-за очень большой разбросанности лесов на территории края и райотделов представляется сложным взять образцы на месте рубки, привезти в Барнаул, потом ждать экспертизу и так далее. Наверное, с одной стороны, есть здесь проблемы, с другой - как выясняется в результате личного общения с сотрудниками полиции, не во всех территориальных подразделениях знают, что этот прибор есть и установлен. Как бы то ни было, существенного влияния на раскрываемость преступлений данной категории мы не видим.

Легально - нелегально

- «Черные» рубки уже идут на лесосеках легального арендатора. Незаконность их в том, что с лесосеки изымается значительно больше, чем предусмотрено разрешительными документами. С помощью сотрудников органов внутренних дел, которые провели масштабные операции, выявлена масса таких рубок на территории, арендованной предприятием «Алтайагроспецмонтаж» в Боровлянском лесничестве. Преступная группировка численностью 30 человек как раз специализировалась здесь на таких видах рубок. Сейчас уголовное дело находится в производстве.

- Как же на легальную лесосеку внедряются «черные лесорубы»?

- Только с деляны уходит заготовительная бригада легального арендатора, тут же по сигналу информатора заходят жулики.

Орудуют быстро, осторожно, и после них создается впечатление, что поработали сами лесозаготовители. Проводится пересчет по пням – обнаруживается переруб. Именно вследствие такого промысла на легальных лесосеках наибольшие объемы и вырубают.

Мы констатируем факт незаконной рубки. А кто её совершил, можем лишь догадываться, что кто-то подсказал жуликам, где и в какой момент закончили работу лесозаготовители.

- Владимир Владимирович, арендатор лесного участка несет ответственность за то, что на его территории творятся преступные дела?

- В законе не указано, что арендатор обязан охранять леса от незаконных рубок. Мы предлагали внести соответствующее изменение в Лесной кодекс, но увы. На мой взгляд, проблему незаконных рубок можно решить лишь в том случае, когда арендатор лесного участка ощущает все бремя ответственности на себе, в том числе и материальной. Вот что мы неоднократно предлагали: если «черные лесорубы» вырубили у тебя на участке 1000 кубов, то на следующий год нужно на 1000 кубов уменьшить расчетную лесосеку. Это, на наш взгляд, было бы эффективно: арендаторы серьезнее бы стали относиться к своим землям.

Проблему незаконных рубок можно решить в том числе и когда арендатор будет нести ответственность за все, что происходит на его территории. Есть такие предприятия, в чьи владения нелегальные дровосеки боятся сунуться. Это «Альфа», «Новичиха лес», «Содружество», «Евдокия», «Лес Сервис».

Здесь не оставляют без внимания воровство. Подход к делу как в прежние времена при структуре лесхозов.

Например, предприятие «Альфа» (Боровлянское лесничество). Здесь постоянно патрулируют 2-3 экипажа, ведется тотальный контроль за территорией. Порубщиков задерживают, дела передаются в суды. Однако в законодательстве не предусмотрен реальный срок за незаконную рубку – и дровосека отпускают с условным сроком. Он выходит и вновь берется за свой промысел.

Цифры и факты

За период с 1 января по 31 июля государственными инспекторами управления лесами Алтайского края выявлено 1254 нарушения лесного законодательства, в том числе:

- нарушение правил использования лесов – 176;

- незаконные рубки – 533;

- нарушение правил санитарной безопасности – 86;

- нарушение правил пожарной безопасности – 409;

- прочие нарушения – 50.

Все административные дела рассмотрены с привлечением виновных к административной ответственности, в том числе граждан – 304, должностных лиц – 459, юридических лиц – 11. Общая сумма административных штрафов составила 3046,7 тыс. руб., взыскано 1607,5 тыс. руб.

Факты

За незаконную рубку деревьев осужден к двум годам условно В.Пепеляев в Первомайском районе. Причиненный им ущерб составил 448 525 рублей.

К четырем месяцам условно – Ю.Лах, С.Речкунов, С.Власов в Тальменском районе. Ущерб, нанесенный ими 7906 рублей, 25 035 рублей и 17 098 рублей соответственно. А всего здесь за незаконную рубку и кражу древесины только на территории Озерского лесничества осуждены 24 «черных лесоруба».

На три года и шесть месяцев лишен свободы И.Воробьев, совершивший аналогичное преступление в Лебяжинском лесничестве.

На два года и десять месяцев попал в колонию строгого режима А.Запрягаев, которого задержали в Солтонском лесничестве… 

Фоторепортаж