Пора «сибирских ананасов»

В хозяйстве села Усть-Алейка намерены собирать урожай облепихи по немецкой технологии

00:00, 31 августа 2012г, Общество 3344


Пора «сибирских ананасов» Фото №1

Нынешнее лето обделило многих аграриев, зато щедро наградило хозяев облепиховых плантаций. Не зря в этом году сбор ягоды в крае начался на две недели раньше. В полутора часах езды от Барнаула в селе Усть-Алейка Калманского района уже седьмой год подряд возрождают одно из лучших облепиховых хозяйств края. 175 гектаров «сибирских ананасов»!

- Жара нас не пощадила, - говорит Юрий Баев, исполнительный директор компании «Агровитсад». – А вот облепихи много! Думаю, 150 тонн соберем.

 

Катают ягоду

Когда-то в Усть-Алейку приезжали студенческие отряды по 150-200 человек. Сейчас хозяйство бросает клич среди местного населения, желающего заработать. Еще помогают осужденные из калманской колонии-поселения.

- Мужики с поселения работают на совесть, и начальство не беспокоится, что сбегут. Это же не прожженные зеки, у которых за плечами восемь ходок. Там отбывают наказание дэтэпэшники. Нынче опять договорились с начальством поселения, чтобы привезли к нам осужденных на резку облепихи, - говорит Юрий Баев.

Расчет за ягоду – день в день. За чистый килограмм без листиков и мусора платят 15 рублей. Ежедневно один сборщик сдает 30 килограммов облепихи. В день хозяйство получает полторы-две тонны ягод.

- Бог в помощь! – под березой расселись сборщики уже с полными тазами и ведрами. – Давно работаете?

- В полдевятого начинаем, полпятого заканчиваем, - говорит Сергей Кладов, работающий вместе с матерью Людмилой Ивановной.

- Как справляетесь? – надоедаю вопросами.

- Садись да пробуй, - грубит сборщик Кладов. По саду разносится женский хохот. – Одни ягоду приносят, а другие перекатывают – от листьев очищают.

При этих словах сборщик Кладов подается туловищем вперед на ягоды, захватывает их рукой от кисти до локтя так, как будто обнимает оранжевую горку, и перекатывает ягоду. И тут же все листья остаются на руках, а облепиха – без мусора и непомятая.

- Мелочь, – характеризует урожай Людмила Кладова. – Раньше крупнее была. Жара повлияла…

Виталий Маринин собирает облепиху вместе с женой Марией Герцевой с 2000 года.

- Супруга собирает быстро, а я быстро перебираю. Очищаю ягоду от листиков и палочек – на лекарство же идет облепиха, - говорит Виталий. – Сейчас моя придет с полным тазиком, надо торопиться. Тут у нас бабы-то не ходят с пустыми ведрами.

 

Шоковая терапия

В прошлом году сотрудники «Агровитсада» перенимали опыт китайцев и немцев, которые срезают облепиху прямо с веткой.

- Вот у немца сад 400 гектаров. В текущем году с 200 гектаров облепихи он срезает ветки, на следующий год этот участок отдыхает, а срезка идет во второй половине сада. Принцип севооборота, - объясняет Баев.

По словам Николая Хананова, технолога по комплексной переработке растительного сырья и биотехнологиям, немецкая технология не наносит вреда деревьям. Такой подход ускоряет сбор ягод и снижает трудоемкость процесса.

Срезая с куста увесистые веточки, сборщики оставляют на остальных по две почки, чтобы в следующем году от них пошли побеги. Нынче в саду Усть-Алейки будут работать по такой же технологии. Но это через пару недель, когда ягода начнет давиться. А пока твердую на ощупь облепиху обирают с помощью скребка-двузубца.

Перед тем как пустить урожай в переработку, ягоду на веточках кладут в холодильники, в которых температура держится на отметке минус 35 градусов. Шоковая заморозка. Дальше двое рабочих без труда стряхивают оранжевые ледяные капельки с ветки и при необходимости перебирают их, отделяя от небольшого количества листиков.

- Затем ягода складируется в буферные камеры с температурой до минус 18 градусов. Это место накопления облепихи, откуда ледяные оранжевые капельки идут на переработку, - говорит Николай Хананов.

- При шоковой терапии плоды замораживаются в кость. Это очень эффективно, - говорит Юрий Баев. – Единственный минус – участок, где облепиха срезается, на следующий год не дает урожая.

Главенство в переработке занимает облепиховое масло, на которое идет большая часть собранных ягод. Побочные продукты – облепиховый сок, конфитюр, варенье, джем, в планах – ягодный сироп.

- Через неделю-две мы достроим комнату стерильного розлива, где будет создана микробиологическая чистота, которая исключит скисание, брожение, бомбаж продукта, - говорит Николай Хананов. – На большой рынок мы пока не выходим, потому что производство опытное. Как отработаем технологию, так пойдем в массы.

Пока продукцию производства Усть-Алейки можно увидеть только в магазинах Бийска. В перспективе – Кемеровская область и север России.

 

Жара, мухи и воры

В прошлом году хозяйство заложило участок, где посадили несколько тысяч кустиков облепихи. Среди них - известные алтайские сорта Чуйская и Пантелеевская.

В феврале работники хозяйства выходят в сад на срезку черенков. Заготовленные облепиховые кустики размером с простой карандаш до весны помещают на хранение под снег. В начале мая для них готовится питомник-болото: кустики высаживают грядками в почву влажностью 70 процентов. На каждой грядке - по две-три тысячи черенков. К осени посадочный материал готов.

- Экономим! Саженцы не закупаем, - не без гордости говорит Юрий Баев. - Свой материал выращивают всего четыре работницы. Запланировали помаленьку подсаживать смородину и жимолость – как-никак первая ягодка. Нынче жара спалила их…

Еще одна напасть – облепиховая муха, которая одолела этим летом садоводов. В Усть-Алейке нашли на нее управу: развесили в каждом квартале сада ловушки со специальным незастывающим клеем и два раза травили вредителей. Муху как ветром сдуло! Ни паразиты, ни жара не навредили урожаю «сибирского ананаса».

- А вот человеческая напасть на облепиху, – кивает Баев в сторону парочки, разъезжающей вдоль рядов деревьев на лошади с телегой, заваленной ветками облепихи. – Воров гонять порой бесполезно. В сад лезут, потому что к нам уже перекупщики потянулись, которые перебивают нашу цену и предлагают сборщикам 20 рублей за килограмм ягоды.

Юрий Николаевич лихо разъезжает на рабочей «семерке» в облепиховом междурядье и с уверенностью говорит вслух:

- Еще года три – и разгребем наш сад!

Справка
Ягодка облепихи – уникальная капсула мощного действия, содержащая комплекс веществ, направленных на всестороннее оздоровление организма. 100 граммов ягод обеспечивают дневную потребность человека в витаминах С, А, Е, К, В1, В2, В6. Облепиховое масло – концентрат полезных свойств облепихи. В нем почти вся группа жирорастворимых витаминов, которые при болезни и слабости способны дать энергию и силы истощенному организму.

Комментарий
Павел Палий, генеральный директор компании «Агровитсад»:
- При использовании германского метода сбора урожая плантацию в 450 гектаров могут обслуживать всего 10 человек. При этом облепиха собирается не вручную, по ягодке, а срезается сразу маленькими веточками, которые затем до промышленной обработки находятся в морозильных камерах. Производство безотходное. В фармацевтике используются ягоды, кора, листья и даже семечки облепихи. Удобство в том, что переработка ягод налажена на месте. Это  делает отрасль рентабельной.

Прошлое и настоящее
До 1990-х годов нынешние сады «Агровитсада» принадлежали предприятию «Ягодное», которое выращивало в Усть-Алейке сливы, яблоки, груши, вишню, смородину, малину, викторию. Всего 488 гектаров! Из них 175 гектаров облепихи. Говорят, здесь делали отменное облепиховое вино «Дары Катуни». Правда, оно не пользовалось широким спросом среди потребителей.
- Натуральное вино всегда с осадком. Чего мы только ни делали, но так и не смогли от него избавиться, - говорит Юрий Баев.
В лихолетье оставшиеся без хозяина плантации заросли бурьяном. Уже седьмой год подряд «Агровитсад» возрождает наследство и снабжает сырьем головное предприятие – «Алтайвитамины». Фармацевтическая компания специализируется на выпуске продуктов на основе облепихи, поэтому хозяйство в Усть-Алейке и сосредоточилось на выращивании этой культуры.
- Большую часть сырья мы перерабатываем на месте. В прошлом году тренировались: варили варенье, джемы, соки. Все отправляли на Север, где витамины очень востребованы, - говорит Юрий Баев. – В этом году поставим на поток выпуск своей продукции. Нам надо переработать 150 тонн облепихи. Так что в магазинах Алтая скоро должен появиться натуральный облепиховый сок.

Фоторепортаж