«Не могу в «грязнулю» садиться»

Барнаульский шофер с 30-летним стажем Михаил Сороколетов считает, что главное на дороге – спокойствие

00:00, 12 сентября 2012г, Общество 989


«Не могу в «грязнулю» садиться» Фото №1

6 часов утра, солнце понемногу припекает и, как будильник, оповещает город о начале нового дня. Полусонные барнаульцы выходят на остановки и ждут, когда подъедет нужный транспорт: 57, 114, 55… Дремать в это время ну никак нельзя тем самым водителям, которые днями напролёт водят по городу пассажирские автобусы. «Работа такая! За плечами – сотни людей, а отсыпаться буду на выходных!» - улыбнувшись, говорит Михаил Викторович.

№ 118. Как огурчик!

Бело-зелёный автобус под 118 номером, который каждый день отходит от площади Спартака и держит путь в сторону Степного-2, выглядит как огурчик: на огромных стёклах – ни пылинки, уж молчу о начисто вымытых фарах, колёсах и боках. «На таком бы прокатиться», - подумалось мне. Михаил Викторович будто прочитал эти мысли и пригласил совершить небольшое путешествие. Что ж, поехали!

- А ведь вчера вечером прошёл сильный дождь! Когда прогенералить успели?

- После окончания рабочего дня. Не могу же на следующий день в «грязнулю» садиться да и к пассажирам какое неуважение, – отвечает он. – Я слежу за внешним видом и температурой в салоне, а кондуктор Татьяна Носачёва, с которой почти три года вместе ездим, - за порядком внутри. После смены она моет пол, а с утра вытирает пыль с сидений.

- Жаловаться мне грех, - вступает в разговор Татьяна Ивановна. – Пассажиры наши, в основном бабушки, ездящие на дачу, здесь не сорят, спинки сидений не царапают. И зимой тепло и комфортно. Михаил постоянно вытаскивает печки, продувает их, потому что внутри скапливается много пыли и тепло может потеряться. Так что в декабре-январе не приходится надевать на себя пару пуховиков и валенки.

Тем временем мы приближаемся к первой остановке. Бабушки с корзинами, вёдрами и всевозможными растениями уже выстроились на небольшой площадке. Увидев, кто за рулём 118-го, стали улыбаться, а одна из них даже помахала рукой.

- Мы друг друга уже хорошо знаем, - продолжает Татьяна Ивановна. - И делимся хорошим настроением. Наши дачницы всегда интересуются, как здоровье, добрые слова говорят. А на прошлый Новый год они подарили нам по книге с полезными советами.

На музыкальной волне

Чтобы проводить 12 часов за рулём и не засыпать, нужны годы тренировок. Михаил Сороколетов родом из Барнаула. В 1981 году, когда пришёл с армии, уже имел на руках корочки токаря, но душа к этой профессии не лежала. Вот и выучился на водителя, прошёл стажировку и, как говорится, вперёд и с песнями. А слушать их действительно приходится (то на «Русском радио», то на «Милицейской волне»). Также от дремоты помогает избавиться кофе (за день выпивается чашек 10).

- Мой график работы – два на два. Но даже в выходные встаю по привычке в пять утра, раньше петухов, - смеётся. – И опять рука тянется к технике, в гараже с машиной люблю повозиться. Нет-нет да внучка подтягивается. Нашей Ксюше четыре года. Любит на коленках деда посидеть и порулить. Мне даже помогать не разрешает, такая самостоятельная.

Кстати, зять Михаила Викторовича Александр тоже водит пассажирские автобусы, работает на 55 и 60 маршрутах. Дочь Ирина недавно получила права. В дружной семье только жена Татьяна равнодушна к технике.

Дорога в один конец заняла 45 минут. Должна признаться, за это время я успела пару раз зевнуть и почувствовала, что пора устраивать зарядку для спины. А уж если провести за рулём ещё несколько часов или весь день, стоя уснуть можно, только точку опоры дайте.

Ноль ДТП

За три десятка лет в дорожной книге жалоб и предложений у моего собеседника не было ни одного возмущения от пассажиров, количество ДТП тоже равно нолю, за это Михаилу Викторовичу вручили знак «За безаварийность» I степени, который специально прислали из Москвы. Также он хранит свои грамоты и дипломы, один из последних – за участие и победу в конкурсе «Лучший водитель городских автобусов» - он получил в августе.

Участники соревновались в трех номинациях: водители больших автобусов, транспорта малой вместимости, а также автомобиля «Волга». Кстати, на пассажироперевозящих предприятиях отбор кандидатов проходил очень строго (оценивали стаж, отсутствие замечаний). В итоге было заявлено 24 человека.

Сначала участников проверяли на знание ПДД, затем они демонстрировали мастерство вождения, преодолев несколько фигур: передним и задним ходом нужно было про-ехать «змейку» и «кольцо»,
заехать в гараж, попасть в «тещин дворик» - так на водительском сленге называется параллельная парковка.

- Каждый год жду соревнований с нетерпением и доказываю, что есть ещё порох в пороховницах, - говорит победитель. – Кстати, неоднократно ездил на межрегиональные конкурсы такого же плана и всегда входил в тройку лидеров. В нашем деле главное – спокойствие, тогда всё получится.

На этой ноте и завершилось наше небольшое путешествие. Все 330 километров, которые дружная команда преодолевает за день, я не осилила. Без опыта это сделать сложно. Зато убедилась, насколько надёжно и комфортно ездить в автобусе, за рулём которого – лучший водитель города.

Фоторепортаж