В камень душу живую вдохнуть

В мастерской, созданной Юрием Шумовым в селе Березовка, рождаются чудеса из полудрагоценных камней

00:00, 28 сентября 2012г, Общество 1556


В камень душу живую вдохнуть Фото №1

Соратниками его стали брат Андрей и друг Константин Крыхтин. Высокий класс их изделий подтверждает награда: на ярмарке «Сибювелир-2010» (г. Новосибирск) завоевана Большая золотая медаль за продвижение и сохранение русского камнерезного искусства.

«Три истока» - такое название парни придумали для своего центра творчества и ремесел. Он, очевидно, разместится в зданиях бывшей сельской библиотеки и угольного склада. Сейчас камнерезы занимаются оформлением документов на эти объекты. А их мастерская тем временем ютится в гараже сельского дома.

- Юра, как удалось в селе практически с нуля создать камнерезную мастерскую?

Когда я учился в Бийске, мне попалась «Красная книга ремесел» Александра Родионова, которая поменяла все мои представления. Там не просто написано «Колывань», а «великая Колывань», «великие изделия», прославленные на весь мир! Для меня это показалось сказкой, в которую невозможно попасть. Я учился в профессиональном лицее № 22 по специальности «Художник и мастер декоративно-прикладного искусства». Был там мастер Валерий Юрьевич Горизонтов, он давал простор для творчества. Я ему просто принес рисунок показать, а он говорит: «Все, завтра будешь делать!» – «Не смогу», а он мне: «Раз нарисовал, значит, сможешь!» И я делал. Мне не важны были оценки, я просто пришел учиться.

Горизонтов давал задания делать то, что сам придумал и нарисовал. Это же настоящее счастье! На складе училища валялась куча паркетной доски из разных пород дерева. Из этой доски я сделал ручное зеркальце. Как я его рисовал… просто смотрел на белый лист бумаги и вел карандаш.

Приехал через год – хотел зеркальце выкупить. Но мне сказали: «Это лучшее изделие. Мы его оставили как образец, к которому необходимо стремиться ученикам». Потом зеркальце куда-то исчезло, видно, кто-то забрал на память.

- А когда ты начал заниматься резьбой по камню?

- Лицей я окончил в 2002 году. Мастера мне говорили, что нужно поступать в институт, потому что «в наше время без высшего образования ты никто!». Поступил заочно, а сам устроился преподавателем в Майорскую школу. И в первый же год замело снегом все дороги. Я никак не мог выехать из Чарышского района для сдачи сессии. А потом уже можно было и не ехать…

И как-то мой дядя Николаичев сказал, что мне подойдет работа на Колыванском камнерезном заводе. Я в ответ: мол, уже выбрал свой путь – преподавателя в школе. Но, честно говоря, эта профессия меня не очень привлекала. Не потому, что были проблемы с детьми - с ними складывались великолепные отношения, – а напрягала бумажная работа. В итоге бросил я институт и школу… Позвонил на Колыванский камнерезный завод и сразу же попал на директора, который сам родом из Чарышского района. Уже на следующий день он прислал за мной машину. Так я оказался в Колывани. Названия камней, думал, никогда в жизни не запомню… А теперь я столько их знаю!

- Уже, наверное, лет 7 ищем камешек один – кварцит (из разложенных перед мастерской камней достает экземпляр зеленоватого цвета). Когда был резчиком по дереву, гордился тем, что у меня на родине растет много деревьев разных, в том числе высокоценных пород.

Когда стал камнерезом, удивился еще больше! Оказывается, наш Чарышский район – а именно Коргонское ущелье – занимает второе место в мире по разнообразию яшм и поделочных камней. А на первом – Урал.

Даже академик Ферсман (знаменитый геолог) говорил: в Алтайском крае есть все оттенки яшм, кроме синего. Хотя синий, пожалуй, тоже есть. Искать надо.

В чем особенность яшмы? Она всегда неповторима, всегда разная. Я могу найти любую фактуру. Допустим, делаю фигуру из дерева – могу найти любую яшму под любое дерево, а также под холст, под вязаную кофту или кожу человека. Всё что угодно! Алтайская яшма позволяет делать поистине живые фигурки.

- Первое изделие из камня – ваза «Осень»?

- В Колывани я работал точно не из-за зарплаты. Там заработать много было невозможно. Честно говорю: не хотел оттуда уезжать, я полюбил Колывань! Но понял, что уезжать нужно, потому что не дают развиваться. А развиваться надо! Я уехал в Березовку – и еще года два тосковал по Колывани. Она реально цепляет!

Тут мы начали с братом Андреем создавать мастерскую — с нуля. Андрей тоже сначала сомневался – зачем мол, мне, становиться камнерезом? Работали вместе, калымили и всю выручку вкладывали в свою мастерскую! Да какие там деньги! Приносили то двигатель для станка, то железяку какую…

Потом я поехал в Горно-Алтайск. Вернее, за мной приехали представители компании «Камнерезы Алтая». Уговаривали, мол, ты нам нужен, тут прозябаешь, а время идет! Ладно, поехали, через два месяца позвал к себе Андрея. Мы с ним вдвоем как начали работать! Фигурки только отскакивают! Я режу – он шлифует! Но и тому начальнику не понравились фантазии камнереза.

- И что сейчас с той организацией?

- Она памятники делает. А раньше была полноценная художественная мастерская.

С Константином Крыхтиным вместе учились еще в Бийском лицее, и стал столяром, работал в мастерской в Березовке. А потом я его уговорил поехать работать в Колывань. На камнерезном заводе мастера учились друг у друга. Вот и я Косте помогал овладеть этим ремеслом.

Однажды мне повезло с оплатой труда. Какое-то «чудо» приехало на завод. Я сижу режу собачку, а он говорит: «Я у тебя куплю». Если бы я тогда работал сам на себя, продал бы. Отправил его договариваться к начальству. Он договорился – собачку купил, ракушку купил. Я говорю: «Она ж недоделанная, зачем она тебе нужна?» А он ответил: «Знаешь, иногда недоделанные вещи стоят как доделанные». И забрал!

- В этом году ты участвовал в выставке «Экспо-Камень» в Екатеринбурге и в аналогичной в Москве. Что это дает тебе? 

- Екатеринбург дал знакомство с камнерезами, которые уже продвинулись в своем деле. Есть, например, Дамир. У него в мастерской девушки набирают каменные картины. Он интересный человек, я посмотрел их работы – такого даже маслом не напишешь!

Меня пригласили на выставку в Москву. Мы нашли там салоны – выставили свои работы, про нас в Москве и Петербурге знают больше, чем в Барнауле.

Например: прихожу в салон «Лунный камень» на Тверской, говорю: посмотрите наши работы! И сразу договорились о ценах. Руководитель салона (как я потом выяснил, он же является владельцем дома Фаберже) отметил наши работы: они как живые – вот в чем дело.

В Колывани проработал 3 года. Всё это время мы вместе с Костей и нашими братьями Андреем и Павлом строили мастерскую в Берёзовке, закупали инструменты, изготавливали станки, собирали камни, самоцветные материалы. К осени 2008 года завершили комплектацию мастерской, в это же время изготовили первые изделия из наших, чарышских камней. В 2010-м завоевали 1 место по Чарышскому и Солонешенскому районам среди участников выставки товаров собственного производства, а затем на ярмарке «Сибювелир-2010» в Новосибирске – Большую золотую медаль. Сейчас работаем над проектом по развитию художественных ремесел в селе Берёзовка. К нам присоединился Дмитрий Драченин, который делает сувенирную продукцию, печную керамику, глиняную посуду. В дальнейших наших планах – создание музея камня и центра творчества и ремёсел.

Алексей СПЕСИВЦЕВ

Фоторепортаж