Уж сколько их упало в эту бездну…

00:00, 16 ноября 2012г, Общество 1671


Уж сколько их упало в эту бездну… Фото №1

Каждое утро Татьяна встает с постели, украдкой подходит к спящей дочери и прислушивается к ее дыханию. На прошлой неделе она видела дурной сон, в котором Наташа со своей покойной бабушкой бродила по огороду. Татьяна, приблизившись к матери, взмолилась: «Прошу тебя, не тронь внучку, не уводи с собой, пусть ее дети немного подрастут…»

Папина дочка

…Когда за Татьяной стал ухаживать симпатичный черноволосый парень Геннадий Морозов, мать ей посоветовала: «Принца тебе, доча, не дождаться… Подвернулся хороший человек, выходи за него». Девушка так и поступила. После окончания техникума молочной промышленности по направлению попала на Заринский маслосырокомбинат. Муж работал огнеупорщиком в «Коксохиммонтаже», зарекомендовав себя отличным специалистом, выезжал даже в зарубежные командировки. Трудолюбивая, ответственная Татьяна, будучи сменным мастером, тоже до ночи пропадала на производстве. Она не просто числилась в передовиках производства - являлась гордостью предприятия, завоевав на всесоюзной выставке в Ялте серебряную медаль за сыр «Пошехонский».

На семейном фронте дела тоже двигались в гору. Первенец Володька стал желанным ребенком, но когда Татьяна родила дочь Наташу, муж и вовсе был на седьмом небе от счастья: не спускал малютку с рук, целовал ее крохотные пальчики и умилялся до слез. Все шло идеально, пока Морозовы без остатка не растворились в работе. Они делали карьеру, а дети были предоставлены сами себе…

Татьяна не знала, куда тратить деньги. Статная, привлекательная, с гордо посаженной головой, она хорошо одевалась, следила за собой, была увешана драгоценными украшениями, как новогодняя елка игрушками. Далеко не каждая представительница прекрасного пола могла позволить себе шесть пар золотых сережек, а у Тани было.

 

В дом постучалась беда

Дочка Наташа купалась в родительской любви, рано начала носить золото. Коллеги Татьяны со скрытым осуждением замечали: «Ну, вы ее залюбили…» Помимо общеобразовательной девочка посещала школу искусств по классу фортепьяно. Но в 15 лет Наташа почему-то потеряла интерес к учебе, покуривала тайком, без спроса убегала на дискотеки. Выяснилось, послушная домашняя девочка связалась с компанией неблагополучных подростков.

Мать насторожило ее странное поведение - сонливость, внезапная смена настроения, раздражительность. Она поняла: с дочерью творится что-то неладное… Вызвать Наталью на откровенный разговор не получилось. Та, пряча взгляд, путано и невнятно что-то бормотала, отметая все подозрения. И тогда женщина повела ее в больницу. Анализы подтвердили наличие наркотиков в организме дочери.

- Это был ужас, катастрофа! – сквозь слезы вспоминает Татьяна. - Как будто обухом топора по лбу шарахнули! Было странное ощущение нереальности происходящего.

Однако немного оправившись от потрясения, сильная, решительная женщина была готова приложить максимум усилий и справиться с бедой. Чтобы эта страшная тайна не вылезла наружу, она в обстановке строжайшей секретности договаривалась с медработниками и те тайком проводили лечение, за вознаграждение, разумеется.

Татьяна, уходя на работу, стала закрывать дочь на замок. Но разве удержишь?! В доме стали пропадать вещи.

- Исчезла норковая шапка мужа, - рассказывает Татьяна. - Пропало новое постельное белье, затем настал черед золотых изделий.

«Мам, я сережку потеряла», - заливалась Наташка горючими слезами. И мать - святая простота - верила ей. Вот так постепенно, незаметно все драгоценности куда-то улетучились. Разве Татьяна могла себе когда-нибудь представить, что будет искать непутевую дочку в излюбленных местах сборищ деклассированных элементов – в подвалах.

…Окончив 9 классов, Наталья поступила в Барнаульское музыкальное училище. Папа с мамой надеялись, что, став студенткой, она порвет с дурной компанией, перестанет себя убивать. Но совсем скоро девушка снова заявила о себе - начала жаловаться на нехватку денег. Татьяна решила выяснить причину. Педагоги ее огорошили: дочь, оказывается, регулярно пропускает занятия, в общежитии не ночует. Понятно, она взялась за старое. Ну а потом Наташка совершила квартирную кражу, ее поймали, дали 2 года условно.

И опять - больница, обследования, капельницы, снимающие ломку.

После лечения все вроде бы стало налаживаться – девушка поправилась, посвежела и... преподнесла очередной сюрприз: «Я беременна!!!» Наташин бойфренд не горел желанием узаконить отношения, но родители пообещали дочери, что помогут в воспитании малыша. К счастью, девочка родилась абсолютно здоровой. И вновь в сердце матери затеплилась надежда, что с появлением ребенка дочь забудет как страшный сон о наркотиках.

 

Замужество

Ребенок подрос, и мать-одиночка стала встречаться с парнем, который уже своим внешним видом вызывал неприятие у родителей.

-Я думала, это алкаш, - простодушно говорит Татьяна. - Какой-то он неадекватный, весь потрепанный. Мы с его матерью работали вместе. Дочь на тот момент жила в своей квартире. Они, оказывается, втихушку зарегистрировались, родился мальчик. Пришлось смириться с ее выбором.

Когда ребенку исполнилось три месяца, «доброхоты» доложили Татьяне, что видели Наталью одурманенной наркотиками, и еще нашептали: зять тоже колется. Столкнувшись в цехе с его матерью, Татьяна пришла в ярость:

- Почему не сказала мне, что твой сын наркоман?! - она была страшна в своем гневе и не сдержалась - отколошматила сватьюшку. Дело дошло до разбирательств в милиции.

Все полетело вверх тормашками. Молодая мать все глубже и глубже погружалась в наркотическую трясину. И как результат – очередная судимость и 1,5 года реального лишения свободы за распространение дури. Наказание отбывала в Шипуновской женской колонии. После выхода Наташи на волю её муж погиб на заводе в результате несчастного случая. Вдове назначили пенсию по потере кормильца – 25 тысяч рублей. Не каждый мужик может такую зарплату заработать.

- Еще одно горе пришло, - говорит Татьяна. - Теперь мы вынуждены были контролировать, как и куда дочь тратит деньги. Кроме того, Наташа получила единовременное пособие - 250 тысяч рублей. Муж сказал: «Отступись от нее – это ее деньги». Ну я и ушла в сторону. Куда они ушли – не знаю.

 

Вернули с того света

После смерти мужа Наташа с ребятишками перебралась в родительский дом. Ее дочь вот уже три года как посещает школу искусств по классу фортепьяно, растет умненькой и здоровенькой, в общеобразовательной школе учится на «отлично». Сын занимается спортом и тоже в школе искусств.

- Наташа очень их любит, - говорит Татьяна. - Ее постоянно грозятся лишить материнских прав, и всякий раз она валяется в ногах у органов опеки. Нынче мы вообще свою дочь чуть не потеряли. Божье чудо спасло! Нога у нее стала опухать, потом другая, она даже встать не могла.

В больнице пошла кровь горлом, она напугалась: «Мама, я умру?» - «Нет, не умрешь!» Дочь теряет сознание, ее увозят в реанимацию. Нет донорской крови. У Натальи редкая группа, резус отрицательный. Муж с контейнером мчится в Барнаул на краевую станцию переливания.

Через двое суток больная оживает. На приеме у профессора по сосудистым заболеваниям мать пытается донести до него свою боль: «Дочь умирает, помогите». Посмотрев анализы, доктор выписал очень дорогие препараты. Барнаульская целительница Елена уверила женщину в том, что, если лекарства принимать вместе с биодобавками, пользы будет куда больше. Татьяна не задумываясь приобретает и эти пилюли за 20 тысяч рублей.

После полного курса лечения анализы у Натальи стали такими, как будто она заново на белый свет родилась. Перед выпиской проблемную пациентку в жесткой форме предупредили: «Будешь наркоманить – умрешь!»

 

Злой рок

Все эти годы неустанной борьбы с наркотической заразой Татьяна Морозова много размышляла над тем, в чем она провинилась перед Господом? За какие грехи он ее наказывает? Действительно, какой-то злой рок тяготеет над их семейством. Отбывает срок за тяжкое преступление старший сын Владимир, до недавнего времени, казалось бы, вполне благополучный во всех отношениях парень, получивший образование, имевший хорошую работу.

Если заглянуть поглубже в родословную, то и там сплошная чернота: оба брата Татьяны судимые. Старший Петр вообще наркоман со стажем, блатной, весь изрисован наколками, из тюрьмы не вылезал, дома был редким гостем. Между отсидками жил в монастыре, но даже Всевышний не смог вразумить грешника и наставить его на путь истинный. Шесть лет Петр скрывался от органов в глухой тайге, а когда вышел из леса сдаваться, Татьяна его даже не узнала. Оброс бородой, с котомкой за плечами - ну чисто леший. В конце концов ему самому осточертела постылая, никчемная жизнь и он повесился. Поневоле задумаешься и поверишь – в наказание дети платят за грехи своих предков.

 

Отчаяние

Нынешним летом Наталья занялась ремонтом своей квартиры. Кто бы мог подумать, чем все это закончится?!. Полиция накрыла наркопритон молниеносно, на хозяйку квартиры завели уголовное дело. С ее банковской карты были сняты 30 тысяч рублей. У внешне спокойного, невозмутимого отца семейства сдали нервы, Геннадий Морозов, схватив топор, кинулся на свою любимицу:

- Я зарублю тебя!

- Наташа, беги! – только и успела крикнуть мать. В июле состоялся суд, на котором Наталью приговорили к трем с половиной годам условно.

Отчаяние матери было беспредельным, сколько сил, средств, здоровья потрачено, и все впустую. После душевной сумятицы и житейских передряг она даже помышляла навсегда удалиться в монастырскую обитель для уединения, но держат внуки. Что будет с ними? Татьяна рассказывает им о беде, случившейся с мамой, объясняя, что это болезнь.

- Бабушка, я никогда такой не буду! – как пионерскую клятву произносит внучка Ева. А Татьяна просто цепенеет от страха при мысли, что внуки могут повторить судьбу дочери.

…После случившегося к Морозовым пришла сестра Татьяны, чтобы поддержать, высказать слова сочувствия. Она так и сказала: нужно быть готовыми к самому худшему. Наталья зашла слишком далеко. Худосочная женщина тридцати лет с лицом землистого цвета, изможденная, преждевременно состарившаяся то и дело хоронит своих друзей. Недавно Славка умер от передозировки. Откачивали в реанимации Юлию – нынче и ее закопали. Андрюху в этом году отнесли на кладбище. Косте отвели 40 дней…

- Доченька, опомнись! – заклинает Наташу мать. – У тебя же дети!

Дочь молчит, не отводя глаз от окна. Там, на улице, – зима…

Фамилия, имена главных действующих лиц изменены по этическим соображениям.

Людмила НОВИКОВА

Фоторепортаж