Частный бизнес в дорожной отрасли

Международная конференция «Государственно-частное партнерство в дорожной отрасли» проходит в Белокурихе с 13 по 16 февраля

00:00, 16 февраля 2013г, Общество 2616


Частный бизнес в дорожной отрасли Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

В ее работе приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Алтайского края Александр Карлин, представители органов власти, госкомпании «Росавтодор», строительных и финансовых структур. Форум организован госкомпанией «Росавтодор» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и администрации Алтайского края.

В рамках конференции открылась выставка, посвящённая транспортной инфраструктуре Алтайского края. Ее подготовило Главное управление экономики и инвестиций края. Экспозиция состоит из четырех выставочных стендов, на которых размещена информация о приоритетных инвестиционных проектах, разработках в сфере транспортного и дорожного хозяйства, совместных проектах в сфере государственно-частного партнёрства, а также общие показатели транспортной инфраструктуры региона.

- Символично, что мы начинаем работу в центре России, в жемчужине всей страны - всемирно известном курорте Белокуриха, - сказал, открывая конференцию, Максим Соколов. - И тема конференции тоже выбрана не случайно. Сегодня примеры государственно-частного партнерства есть не только в сфере транспорта, но и в других отраслях экономики. Формируются профессиональные команды, в том числе в субъектах РФ, которые дают старт новым проектам. Не секрет, что автодороги становятся одним из инфраструктурных ограничений развития экономики страны. От этого, по оценкам специалистов, российская экономика ежегодно недополучает около трех процентов ВВП. Решить задачу по опережающему развитию транспортной инфраструктуры можно за счет альтернативных финансовых ресурсов и использования новых правовых механизмов, - заявил Максим Соколов. – И здесь очень важен конструктивный диалог, который настраивает на взаимовыгодное взаимодействие государства и бизнеса. Это суть государственно-частного партнерства: реализовать крупный проект можно только выступая единой командой. Государственно-частное партнерство - сложный процесс, который дает возможности для развития всех, кто работает в дорожной отрасли.

В своем выступлении Александр Карлин особо отметил, что наш регион накопил большой опыт объединения ресурсов власти и бизнеса для решения масштабных задач. Краевым законом «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве» урегулированы вопросы участия региона в экономических отношениях с частными партнерами, предусмотрены гарантии и меры государственной поддержки инвесторов. В рамках взаимодействия администрации края и частных инвесторов, осуществляемого на основе инвестиционных соглашений, построены значимые объекты транспортной инфраструктуры: железнодорожный мост через реку Обь, вокзалы станций Камень-на-Оби, Алтайская, Бийск, Славгород, реконструирована станция Алтайская. Возрастает заинтересованность частных инвесторов в финансировании проектов транспортной отрасли на основе механизма государственно-частного партнерства. Частным инвесторам предоставляется возможность выбора технологий и схем управления создаваемыми объектами. Помимо привлечения частных инвестиций в проекты внедряются и современные технологии строительства, эксплуатации и управления.

Привлечению частных инвесторов способствует создание властью площадок с готовой инфраструктурой. За счет средств краевого бюджета велось строительство подъездных дорог (8,9 км), газовых сетей, сетей электроснабжения до производственных площадок птицеводческого комплекса ЗАО «Алтайский бройлер», подъезд от автодороги Алтай - Кузбасс к свиноводческому комплексу ООО«Алтаймясопром» в Тальменском районе (13,9 км); строятся объекты инфраструктуры в создаваемом индустриальном парке «Новоалтайск южный». Разработка месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи и, как следствие, увеличение объемов грузоперевозок, значительно ускорили начало реконструкции дороги Змеиногорск – Рубцовск в рамках соглашения между администрацией Алтайского края с ООО «УГМК-Холдинг» и ОАО «Сибирь-Полиметаллы». В 2011-2012 годах введено два участка дороги общей протяженностью 37,3 км.

Успешным примером реализации механизма государственно-частного партнерства губернатор края считает проект создания объектов внутренней и внешней инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Построены важнейшие звенья транспортной инфраструктуры: автодорога регионального значения Алтайское – Ая – Нижнекаянча – Бирюзовая Катунь и мостовой переход через Катунь.

В работе конференции приняли участие и зарубежные партнеры. Так, генеральный директор компании Pirion Consulting, консультант по городскому планированию и транспорту Винсент Пирон рассказал о целях государственно-частного партнерства и способах их реализации, формировании рынка ГЧП во Франции. Директор по развитию Vinci Concessions рассказал об опыте строительства скоростной автострады 91 Express lanes в Калифорнии. Это первый в мире проект автоматизированной платной скоростной автодороги с безостановочным движением. Кроме этого он поделился опытом формирования рынка концессионных проектов в Италии.

Формат конференции позволил журналистам задать ряд вопросов как министру транспорта РФ, так и губернатору нашего региона.

Максим Соколов подчеркнул что государственно-частное партнерство не является панацеей для развития транспортной сети. «В любой развитой стране платные дороги составляют около 5 процентов. Причем подчеркну, что это не капитальная реконструкция уже существующей трассы, а новое строительство. Поэтому здесь нужен четкий экономический расчет – когда окупится такая дорога. И в нашей стране примеры строительства таких автострад уже есть, их эксплуатирует госкомпания «Росавтодор». Самый яркий пример - строительство платной дороги Москва - Санкт-Петербург. Ее первый участок будет завершен к концу следующего года. В этом - начнутся процедуры по выбору инвестора строительства ее второго участка протяженностью около 150 километров. Хотелось, чтобы подобные примеры появились и в Сибири, в Алтайском крае. Но перспективы и временные рамки проектов, предложенных руководством края, должен оценить рынок».

Министр подчеркнул, что руководство Минтранса, а также потенциальные инвесторы, которые участвуют сегодня в конференции, получили четкое представление о том, какие сферы готовы воспринять их инвестиции. Интересны представленный участникам форума «Справочник инвестора» и обзор перспективных с точки зрения инвестирования объектов. «Эти документы говорят о том, какое внимание уделяет этим вопросам руководство региона. В Алтайском крае прекрасно осознают, что без привлечения инвестиций невозможно решить стоящие перед транспортом и другими сферами экономики задачи», - отметил Максим Соколов.

Губернатор края рассказал о наиболее значимых задачах развития транспортной инфраструктуры региона. Речь идет о создании транспортных развязок в обход крупных городов (Барнаула, Бийска и Рубцовска), строительстве и реконструкции дорог, соединяющих край с сопредельными регионами и странами, реконструкции участков федеральной трассы М-52 «Чуйский тракт», а также реконструкции аэропорта Бийска. Александр Карлин считает, что государственно-частное партнерство имеет хорошие перспективы при развитии туристического проекта «Большое Золотое кольцо Алтая». Ведь бизнес здесь может получить возможность не только строить дорогу, но и создавать инфраструктурные проекты – гостиницы, кафе, автозаправочные станции. А это ускорит возврат вложенных капиталов и получение прибыли.

Справка «АП»
По протяженности автомобильных дорог общего пользования Алтайский край занимает третье место в Российской Федерации. Сеть автобусных маршрутов охватывает все города и райцентры, а также 1254 малых населенных пункта края. Эксплуатационная длина железных дорог на территории края составляет 1,6 тыс. км, а железнодорожное сообщение имеют более половины административных районов края (37 из 60). Через Алтайский край проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, государствами Центральной Азии. 53 межрегиональных и 35 международных маршрутов обеспечивают беспересадочное автобусное сообщение с соседними регионами Сибири и Казахстаном.

Фоторепортаж