Какими станут наши дети

00:00, 21 марта 2013г, Общество 1419


В рамках «УГА-2013» состоялся «круглый стол», в котором приняли участие 24 участника конкурса из городов и районов края. Впервые с педагогами-новаторами на алтайской земле встретился главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

В этот день ставший уже привычным на дорогах края желтый автобус с надписью «Дети» привез к парадному крыльцу барнаульской школы № 55… взрослых. В учебном заведении, на базе которого пройдет немало мероприятий «УГА-2013», встретили участников краевого конкурса педагогического мастерства. Они приехали на заседание «круглого стола». И наверняка встреча, состоявшаяся в тот день, запомнится всем ее участникам.

Начал встречу заместитель губернатора, начальник Главного управления образования и молодежной политики края Юрий Денисов с представления замечательного гостя - Петра Положевца. Хотя все собравшиеся уже давно заочно были с ним знакомы, потому что Петр Григорьевич более двадцати лет возглавляет редакцию газеты, которую в нашей стране читает каждый педагог. И до «Учительской газеты» многие наверняка запомнили его материалы, ведь в журналистике он – с 1975 года! Он трудился в «Комсомольце Запорожья», в «Комсомольской правде» вел знаменитый «Алый парус». Положевец был среди первых журналистов, работавших в районе Чернобыльской АЭС после аварии.

- Я очень рад, что именно «Учительская газета» придумала конкурс «Учитель года», - сказал Петр Григорьевич. - Из профессиональных он - самый живучий. Значит, конкурс нужен нам и вам, власти, всем людям. Это здорово, когда президент принимает победителей, лауреатов конкурса в Кремле, на равных говорит с ними о проблемах и после этого даются поручения Министерству образования, другим ведомствам. Значит, что в самом деле эти люди влияют на образовательную политику, на то, что реально происходит в школе.

Я всегда считал, что будущее зависит по большому счету не от президента, премьер-министра и парламента. Оно зависит от учителей, воспитывающих тех ребятишек, которые сегодня сидят за школьной партой, потому что именно им реализовывать все те законы и инициативы, которые принимаются властью. Какими будут наши дети, такой и будет наша жизнь. Фундамент, который вы закладываете, – это фундамент нашего будущего, нашей жизни, экономики, политики.

Юрий Денисов рассказал об изменениях в системе образования края и задачах, которые стоят перед современной школой.

Он заострил внимание на том, что система образования края имеет ряд специфических особенностей. У нас одна из самых обширных сетей общеобразовательных школ. Самое большое в России количество сельских школ, к тому же и самое большое – малокомплектных. И много муниципалитетов – 70. «Доля консолидированного бюджета образования в крае одна из самых высоких в России – 27,4 процента. Мы стараемся привлечь все возможные ресурсы для решения наших проблем», - отметил Юрий Денисов.

Не могла на встрече не зайти речь о новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября.

- Этот закон решает все наши основные проблемы, - сказал Денисов. - Первая – заработная плата учителей. Закон гарантирует, что она будет выше средней по экономике. У нас самое большое количество учителей, работающих в сельской местности, и нормы закона защищают все льготы, которые были до этого. Именно новый закон впервые включает нормы, регулирующие сетевое взаимодействие – дистанционное, электронное. Наши проблемы с дошкольным и дополнительным образованием связаны прежде всего с финансированием – и именно нормы нового закона позволяют финансировать образовательные программы из регионального бюджета, что, безусловно, позволит решить многие наши проблемы.

 

 

Юрий Денисов отметил, что итоги прошлого года позитивны: в общем образовании реализуется комплекс мер по модернизации, в основе которого лежат новые стандарты. Но нужно понимать, что проблемы будут решены, если учитель ЕСТЬ и он мотивирован на то, чтобы улучшать свою работу. Потому что кадровая проблема системы образования остается ключевой. Молодых учителей пришло в школы больше, чем в прошлые годы, но их все равно недостаточно, особенно в малонаселенных селах.

- На этот год мы также получили субсидии из федерального бюджета на продолжение модернизации общего образования, - сказал Юрий Денисов. – В школы они поступят до 1 сентября. Все направления прошлого года будут продолжены, открыт ряд новых. В частности, мы направим средства на повышение заработной платы педагогов, на создание условий для их работы. 75% учителей начальной школы и 50% основной снабдят основными автоматическими рабочими местами. Мы обеспечим наши библиотеки таким образом, что дети полностью будут получать учебники именно из них. Оснастим все основные школы лабораториями по биологии. Продолжим и оснащение школ всеми необходимыми гигиеническими комнатами. В этом году завершим модернизацию столовых. Будем приобретать новые школьные автобусы и заменим те, у которых истек срок эксплуатации (2005-2006 годов).

Начальник краевого управления особо остановился на развитии дистанционного образования. Говоря о малокомплектных школах, он заявил: «Школа, даже если в ней учатся 2-3 ученика, должна почувствовать, что в образовании идут изменения. В учреждении должны быть современная мебель, необходимое оборудование. И условия должно приблизить к тем, что мы сейчас обеспечиваем в больших школах».

Участники конкурса не могли не воспользоваться «свободным микрофоном». Они задавали вопросы, волнующие педагогов края, и Юрию Денисову, и Петру Положевцу. Разговор шел и о стандартах образования, и об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, и об укреплении здоровья школьников.

Педагог из села Сростки Елена Казанина задала вопрос о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школе. Многих учителей волнует, не придут ли священники в школу.

- Эти курсы читают наши педагоги в светском формате, не вижу необходимости что-то менять, - ответил Юрий Денисов.

На вопрос об образовательных кластерах он ответил уверенно: «Мы будем их строить целенаправленно не только в Барнауле, но и в других городах».

Ключевой вопрос о кадрах снова был поднят Еленой Филоненко из Курьи. Как известно, школьные автобусы подво-зят в образовательные учреждения края около 11 тысяч детей. Но и более 600 учителей они доставляют тоже! Вспомнив о существовании на Алтае большого количества педагогических династий, начальник управления признал тот факт, что школу как свою судьбу выбирают не все.

- Мы вынуждены признать, что у нас будут работать и те, кто придет в школу не на всю жизнь, - сказал он. – И потому необходимы социальное жилье, улучшение инфраструктуры на селе.

Зашла речь на встрече и о готовящемся профессиональном стандарте педагога. Петр Положевец высказался жестко: «Этот документ не имеет права на существование». А на вопрос о практике проведения финалов «УГ» в регионе победителей конкурса он ответил тоже четко: «Мы стараемся вернуть финал в Москву».

Что ж, пожелаем успеха всем конкурсантам. И не будет банальностью следующее: независимо от того, чье имя прозвучит на закрытии мероприятия с высокой трибуны, уже сейчас они все – победители. Ведь они выбрали профессию, которую наш земляк Роберт Рождественский назвал «профессией дальнего действия, главной на земле». Как знать, может, когда-нибудь, впервые за все годы конкурса его главная награда – хрустальный пеликан – и перелетит через Урал, устремившись к вольным просторам нашего края?

 

Цитата дня

Петр Положевец: – Я бы запретил чиновникам, которые работают в органах власти, отправлять своих детей учиться в западные школы и университеты. Если они как слуги народа обязаны заботиться о нашей системе образования, их дети тоже должны учиться здесь. Потому что состояние нашего образования – это результат в первую очередь их деятельности.

Новости