Кузнец по имени Анна

Горячее и полное неожиданностей место работы она предпочла чистому офису

00:00, 19 апреля 2013г, Общество 2323


Кузнец по имени Анна Фото №1

«Началось все от сердца: позвало - я откликнулась», - рассказывает свою историю Анна Мельгизина. Она окончила юридический факультет, работала секретарем в престижном офисе, участвовала в самодеятельности и однажды пришла в кузницу заказать ухват для концертного номера в ансамбле. Ни сама заказчица, ни кузнец не подозревали, чем обернется для них эта встреча. Но она получила неожиданное продолжение. Понаблюдав за работой кузнеца, девушка попросила разрешения прийти в другой раз: «Интересно тут у вас». Мастер разрешил. А девушка не только приглядывалась, но и потихоньку начала осваивать работу с металлом. В итоге влюбилась в это дело и увлеклась настолько, что бросила офисную работу и ушла в кузнецы. Более того, открыла свое дело как индивидуальный предприниматель.

Руководитель городского центра занятости Ольга Казанцева поддержала, помогла оформить бизнес-план, защитить проект, получить субсидию, запустить производство. Анна рассказывает, что до сих пор со стороны сотрудников службы занятости ощущает поддержку - советами, полезной информацией. Субсидия потрачена на приобретение оборудования, материалов.

 

Вот оно, дело!

- Мы открылись 30 июля 2012 года. Наша организация называется «Метаморфоза». Кроме меня и моего учителя Алексея Ларина в ней три сварщика и еще одна девушка-ученица Елена с говорящей фамилией Кузнецова. Сама я очень рада, что так все сложилось. Судьба вовремя привела меня сюда. Кроме кузнечного дела осваиваю сварку. У меня, кстати, дедушка был сварщиком. Может, оттуда тяга к работе с металлом?

Первой работой были скобы. На них, что называется, набивала руку. А первым художественным изделием - дерево. Оно сейчас стоит на окошке кузницы. Потом были подсвечники, подковы, цветочные гирлянды… Ее изделия украшают санатории Белокурихи («Сибирь», «Россия», «Алтайский замок»). Диапазон ее кузнечного творчества очень широкий: от детских качелей, ворот, заборов и лестниц до тонких, почти ювелирных произведений. Например, металлическая орхидея, выполненная по эксклюзивному заказу одноименного магазина, настолько органично вписалась в цветочное царство, что кажется, была здесь вечно.

Самой Анне определиться в своих творческих пристрастиях сложно, потому что нравится все: и ковать, и варить, и эскизы придумывать. (У нее еще есть и художественное образование – окончила художку.) И, как сама говорит, день на день не приходится - бывает, что охота что-нибудь порезать, постучать, а бывает, розу выковать хочется. Все зависит от настроения. Слушаешь себя и делаешь то, что душа просит. Тогда все получается замечательно. Даже металл резать.

С удовольствием проводит мастер-классы на городских мероприятиях, участвует в выставках, праздниках, ярмарках, фестивалях. Особенно жарким ожидается лето: будут мастер-классы в Новотырышкино, «Бирюзовой Катуни». По заказу отеля «Нео» нужно будет сделать забор (около 36 метров). Но самым волнующим, признается Анна, станет слет кузнецов России.

 

Слёт

Его инициатором была Анна. Мероприятие запланировано на август. Будет проходить впервые в истории Белокурихи, да, и пожалуй, всего края. Приглашено более полусотни участников из России и зарубежья. Планировали еще в прошлом году провести, но многие кузнецы не могли в нем участвовать.

- Хочется познакомиться, сравнить уровень мастерства, школы кузнечного дела. А еще чтобы Белокуриха стала известна за пределами края не только как курортное местечко, но и центр старинного народного ремесла. В планах – создать для города на память об этом событии что-нибудь грандиозное, например, мост. Или красивый забор. Когда все соберутся – решим.

Администрация сразу поддержала нашу идею, охотно помогает в подготовке этого мероприятия. Выделено место под рабочую площадку. Там будет установлено около десяти наковален, пять-шесть горнов.

 

Творить для радости

На рабочем столике лежат подковы. На беглый взгляд одинаковые, но, приглядевшись, понимаешь: все разные. Да и назначение у каждой, как нам объяснили, свое: на удачу, на счастье (у этих концы вверх направлены), а есть обереги от злых духов (тут концы подковы смотрят вниз). Пока это заготовки. На их основе сделают сувенир, ключницу, подсвечник - как фантазия и сама заготовка подскажут.

В Белокурихе кузнецов наперечет. Кроме Аниного кузнечного братства есть, по слухам, еще один мужчина, который практикует это ремесло, но связи с ним «метаморфозовцы» не имеют.

Алексей Ларин, до того как к нему пришла учиться Анна, трудился самостоятельно. У него была мастерская, где он и работал по заказам. Потом, когда Анна организовала артель, оборудования стало побольше и поле деятельности тоже расширилось.

- Хотим привлечь новых работников - нужны сварщики, токари. Приятно, когда люди проявляют интерес к тому, что мы делаем. Нас приглашали в библиотеку на встречу с ребятами, мы рассказывали про кузницу, металл и что из него можно сделать, в чем особенность этого материала. К нам уже приходили несколько групп отдыхающих на экскурсии. Людям интересно наше ремесло. Мы разрешаем им постучать, как молотобойцам. Это здорово их вдохновляет, в глазах сразу огонь загорается, азарт просыпается. Хотелось бы, чтобы еще и дети побывали у нас на экскурсии.

- Насколько прибыльно кузнечное дело?

- Все относительно. Бывает столько много заказов, что время тратишь только на сон, а все остальное – на работу. А бывает, что свободное расписание. Но для меня деньги не главное. Мне хватает того, что имею. Гораздо дороже считаю то удовольствие, которое получаю от своей работы, от самого процесса общения с металлом. У него ведь тоже есть характер и даже свое настроение. Не угадаешь – не получится изделие.

Думаю, без работы и без куска хлеба мы не останемся. Планируем выставки в Горно-Алтайске и Барнауле. В прошлом году участвовали в выставке по сельскому туризму и в этом году на Масленицу в Новотырышкино выезжали. В Белокурихе тоже в празднике участвовали. Все наши изделия-сувениры раскупили. Визиточки тоже все разобрали. Люди удивляются: сколько всего можно сделать из металла!

Анна – человек верующий, но без фанатизма. Хотя уже более десяти лет вегетарианка. А на вопрос, откуда силы, если мяса не ест, отвечает, что от еды силы не зависят. Главное – внутренние резервы. «Сила изнутри идет, она и помогает во всем».

 

Инструменты

Главный – горн, он как святилище. А в придачу к нему - наковальня и три кувалды весом полтора, два с половиной и пять килограммов. В горне металл разогревается на тысячу с лишним градусов. Так что сравнение его в таком состоянии по пластичности с пластилином вполне оправданно. Но чтобы он стал послушным, надо знать некоторые тонкости.

- Если я работаю молотобойцем, бью так, как показывает кузнец. Если он делает один удар по наковальне, значит, бью слегка, а если два удара, значит, мой удар должен быть сильным. Таким образом и происходит союз между кузнецом и молотобойцем. Главный, конечно, кузнец, он, как дирижер, задает темп и величину удара.

- И как скоро вы научились понимать друг друга?

- В этом искусстве нет пределов, можно всю жизнь учиться. Многое делается на интуиции. Если союз сложился, то надолго, мастера могут взглядами друг с другом общаться.

 

Металл и пламя

- Они чувствуют твое настроение. Если что-то внутри тревожит, то лучше не браться за работу. Только испортишь. Самое разумное - прийти в себя, успокоиться. Я сама по натуре импульсивная, так что проверено неоднократно - только в спокойном состоянии можно что-то сделать.

Где берем металл? Да где придется, бывает, прямо под ногами валяется. Кто-то пройдет и не заметит даже, а мы уже с прицелом смотрим: что из него можно сделать? Про то, что у каждого металла свой характер, я уже говорила, а с каким легче или труднее работать, не могу сказать. Берем и работаем.

В перспективе Анна не исключает и освоения гончарного ремесла. Интерес к этому тоже есть, почему бы и не попробовать? Может, со временем и образуется центр народных ремесел.

 

Парадоксы

Прежде Мельгизины жили в Астрахани. Отец – директор фирмы, мама - бухгалтер. У Анны тоже было свое швейное ателье. В семье четверо детей. Анна – старшая. Самой младшей сестре десять лет. Все бросили, переехали в Белокуриху, бабушек сюда же переманили. А свою дочку Анна родила уже здесь, в Белокурихе, сейчас Людмиле четыре года. Муж – сварщик, вместе с Анной трудится в «Метаморфозе».

- А родители не удивились вашему выбору?

- Нет, они привыкли к моим выкрутасам, я такой человек, что могу и налысо побриться.

После школы Анна хотела поступать в архитектурный на изобразительное искусство, но мама посоветовала пойти на юрфак, чтобы были надежные образование и профессия, позволяющие нормально зарабатывать. Послушалась, пошла, проучилась. Но в итоге попала в кузницу.

Может, как всякому творческому человеку, захотелось чего-то нового, неизведанного? Во всяком случае, ни единой секундочки не пожалела о том, что предпочла грязное, шумное, горячее и полное неожиданностей место работы чистому офису с гламурным парфюмом и маникюром на пальчиках.

Дочка Людмила, когда ее спрашивают, кто её мама, с гордостью отвечает: «Кузнец!» А сама пока мечтает стать врачом.

Бухгалтерию Анна ведет сама. Это к тому, что помимо всего прочего еще и этой специальностью пришлось овладеть.

- Как вы думаете, это конечный пункт ваших жизненных исканий?

- Не знаю, не уверена. Я стараюсь жить сегодняшним днем, а что будет завтра, то еще впереди.

Фоторепортаж