9 мая на Первом канале состоится телевизионная премьера фильма «А зори здесь тихие…»

17:22, 08 мая 2016г, Культура 2796


9 мая на Первом канале состоится телевизионная премьера фильма «А зори здесь тихие…» Фото №1

Завтра, 9 мая, на Первом канале состоится телевизионная премьера фильма «А зори здесь тихие…» – новой экранизации повести Бориса Васильева, вышедшей на большие экраны весной 2015 года.

Режиссер Ренат Давлетьяров объяснял тогда, что ему хотелось познакомить с этой историей нынешнюю молодежь, для которой язык фильма Станислава Ростоцкого безнадежно устарел. Многим зрителям, включая и кинокритиков, сама идея новой экранизации показалась буквально кощунственной.

В прошлом мае вокруг этого фильма вообще было много шума. Отчасти из-за Минкульта, который (возможно, невольно) придал картине статус главной кинопремьеры года. «Зори…» тогда решили развести в прокате с шумным американским блокбастером по комиксам, потенциальным кассовым хитом. В итоге тот блокбастер российские зрители увидели на неделю раньше остального мира. Но фильму Давлетьярова это особых прокатных успехов не принесло – по информации портала «Кинопоиск», военная драма при бюджете в 220 миллионов собрала около 270 млн. рублей.

Хотя сборы не всегда могут быть показателем качества. В прошлом году в канун юбилея Победы российским зрителям было предложено такое количество военных фильмов и сериалов, что уже к концу марта современные артисты в гимнастерках 40-х годов на кино– и телеэкранах вызывали скорее нервную чесотку, чем гордость за страну. Кроме того, новые «Зори…» угодили в случайный тренд, став очередным фильмом о женщинах на войне. Экранизация Станислава Ростоцкого, вышедшая в 1972 году, была частью совсем другой важной тенденции своего времени: это был фильм не о героях, а о людях, личностях на войне, а еще об изнанке подвига. Во многих отношениях он был новаторским как идейно, так и формально. Но какие-то сорок лет спустя он действительно выглядит несколько архаично и потому непривычно для части нынешних подростков.

Если старые фильмы о войне для вас священны, я должна оговориться: новые «А зори здесь тихие…» даже не пытаются соревноваться с первой экранизацией. Они просто совсем другие, несмотря на ряд покадровых совпадений. Год спустя этот фильм выглядит ровно тем, что обещали нам его авторы: попыткой перевести пронзительную повесть Васильева на язык современного массового, «зрительского» кино. Попыткой далеко не безупречной (в том числе и с точки зрения стандартов того самого массового кино), но не заслуживающей обвинений в оглушительной пустоте, бездушии и фальши, которые посыпались на фильм год назад. Все-таки нужно быть очень предвзятым человеком, чтобы, например, отказывать этим новым героиням в наличии характера – он есть у каждой, просто то, как он проявлен, может не совпадать с нашими ожиданиями.

Итак, 1942 год, в прифронтовой зоне в Карелии старшина Федот Васков (актер Петр Федоров) получает в свое распоряжение взвод зенитчиц. У некоторых есть боевой опыт, другие совсем необстрелянные. Одна из них как-то заметит в лесу двоих немецких диверсантов, пробирающихся к Кировской железной дороге, и старшина с пятью девчонками отправится в погоню. Правда, врагов окажется не двое, а шестнадцать, но маленький отряд решит хотя бы задержать их в ожидании подмоги.

Что этот фильм по-настоящему портит, так это флешбэки (художественный прием, посвященный событиям прошлого) основных героинь. Экранизация Ростоцкого была на час длиннее, так что откровенно театральные «воспоминания» главных героинь, в которых сгустилась стилистика 70-х, хоть и смотрелись чужеродно, все же не разрушали ткань фильма. Здесь же мы первый час знакомимся с пятеркой девчонок, и эти экскурсы в их прошлое несколько ломают ритм фильма. Двоим из них сценаристы «подправили» биографии: Лиза Бричкина теперь из раскулаченных, а Галя Четвертак – дочь репрессированных. И чтобы ужать биографии героинь в крошечные флешбэки, режиссер не брезгует штампами: вот за матерью Гали ночью приезжает «воронок», а за кадром звучит что? – правильно, «Утомленное солнце».

Словом, когда наконец остается только бескрайний лес и обреченная погоня, снятая на современном техническом уровне, фильм резко становится лучше, а эти хилые наброски биографий героинь вообще перестают быть важны. Примерно в это же время пропадает и закадровый голос Сергея Гармаша, и музыкальная тема, откровенно позаимствованная у фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». Ну а заслуживает ли этот фильм всенародной любви, решать зрителям.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж