Загадочная история одного лося. Алтайский театр готовит необычную постановку

20:00, 16 июля 2020г, Культура 1433


1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

В театре кукол «Сказка» завершилась работа над новой постановкой «Легенда о добром Л.».

Спектакль режиссера из Санкт-Петербурга Екатерины Ложкиной-Белевич предназначен для семейного просмотра, причем руководство театра уверено, что для «Сказки» он станет важной художественной вехой.

Все мы – люди

В волшебном пространстве сцены, украшенном таинственными зелеными ширмами, лестницей, поросшей травой и мхом, и рогатой люстрой, разворачивается история наивного молодого лося Тидвика (актер Александр Сизиков), чьей добротой и щедростью воспользовались случайные знакомые. Сначала на его огромных ветвистых рогах поселился нахальный жук, затем его подружка моль, потом там свили гнездо дятлы, а к ним присоединилось большое и беспокойное беличье семейство.

А бедный деликатный лось, голова которого превратилась в настоящую коммунальную квартиру, все никак не решался прогнать шумных «гостей». Даже на грани жизни и смерти он предпочел следовать интересам своих нахлебников. Но счастливая природная закономерность (зимой лоси сбрасывают рога) помогла ему обрести свободу.

В основу пьесы Дениса Полевикова и Екатерины Ложкиной-Белевич легла англоязычная сказка Доктора Сьюза «Тидвик – добрый лось», по которой в советское время даже сняли мультфильм.  Но у режиссера Екатерины Ложкиной-Белевич и художника-постановщика Натальи Бакулевой эта история утратила некоторую долю своей назидательности, зато приобрела явные метафорические черты. На это недвусмысленно указывает и рефрен (то и дело повторяемая персонажами фраза: «Все мы – люди»), и таинственное название постановки.

«Почему Л.? Потому что главный герой – не Лось. Точнее, он и Лось, и не Лось», – объясняет режиссер.

Реальность, тени, сны

Эта двойственность пронизывает весь спектакль: рождение главного героя трогательно показано средствами театра теней, а затем подросший Тидвик является на сцене в виде большой выразительной куклы с печальными глазами и действительно впечатляющими рогами. Другие лоси появляются в виде неких призраков из снов главного героя, отвергнутого своим стадом. Но в какой-то момент актер Александр Сизиков, слившийся со своим персонажем, оказывается на сцене уже без куклы – а мы продолжаем верить, что он и есть Лось, зажатый в тисках долга и ложно понятых приличий. Недаром члены театрального худсовета сошлись в том, что это одна из лучших его актерских работ. А еще такой простой ход делает историю интересной и для родителей, которые приведут своих детей на спектакль.

Здесь всем четверым занятым артистам есть что играть – и Виктории Бахаревой в роли наглой белки, и Дмитрию Капустину в ролях жука и дятла-семьянина, и Евгении Пуховой в образе трепещущей моли. И, как бы ни были красивы и подробны куклы (пушок на груди мотылька; перышки и хохолки птиц; а уж лосиная рогатая голова и вовсе великолепна), именно актеры, играющие в открытом плане, – сердце этого спектакля.

Впрочем, художественное оформление Натальи Бакулевой удостоилось больших восторгов участников худсовета.

– Отправной точкой стала люстра-рога, – рассказала нам художница. – Когда мы только начали разговаривать с режиссером о постановке, она сказала: «Мне почему-то представляется чаепитие». И вот я представляла себе интерьеры, камин, длинный стол. И все это постепенно преобразовалось в то, что можно увидеть сейчас. А осталась только люстра.

Любить и пестовать

То, что спектакль завершен в эти сроки, можно считать везением. Работа над постановкой должна была начаться раньше – надо ли говорить, что помешала пандемия? Некоторое время назад директор театра «Сказка» Надежда Васильева увидела в знаменитом питерском театре Karlsson Haus совместную работу Екатерины Ложкиной-Белевич и Натальи Бакулевой – спектакль «Слон» и пригласила творческий тандем поработать в Барнауле. Она говорит: «Это первый случай на моей памяти, когда режиссер и художник вели спектакль от начала до конца. Я наблюдала, как они работали над каждой деталью, мелочей просто не было! И за этот короткий период мы получили такой спектакль – как ребенка, которого будем любить и пестовать».

А театральный критик Елена Кожевникова называет новую постановку трепетной и загадочной:

– Спектакль получился не линейный, в нем очень много пластов, причем они существуют метафизически. Это сложная история, и в ней много сложных тем. И есть очень интересное контрдействие, когда неоднократно повторяется фраза: «Все мы – люди», извиняющая и в то же время ко многому обязывающая. И эти персонажи – они ведь тоже не совсем звери и птицы, потому что актеры работают почти в открытом плане…

Пока «Легенду о добром Л.» видели только сотрудники «Сказки». В условиях продолжающихся ограничений говорить о зрительской премьере приходится с осторожностью, но сейчас первый официальный показ планируется на 5 сентября.

Фоторепортаж