Алтай поторговал за год на 98 процентов

15:00, 15 февраля 2017г, Экономика 1644


По итогам прошлого года Алтайская таможня зафиксировала снижение товарооборота на 2%. Если вспомнить, что в предыдущие два года объемы купли-продажи с заграницей сокращались на 25 – 30%, то можно говорить о некоей стабилизации. Это объясняется как выходом из рецессии российской экономики, так и усилиями властей по активизации внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

На ключевых позициях

По словам начальника Алтайской таможни Сергея Беседина, в 2016 году в экономике страны продолжались кризисные явления, что привело к некоторому сокращению внешнеэкономической деятельности предприятий Алтайского края и Республики Алтай. «Вместе с тем мы не утратили наши ключевые позиции и потенциал, – подчеркнул таможенник. – Несмотря на то, что число участников ВЭД уменьшилось с 888 до 833, товарооборот снизился всего на 2%. При этом количество импортных деклараций превысило уровень 2015 года на 12%, а объем перечисленных в бюджет таможенных платежей вырос на 8%. Считаю это неплохим результатом, однако выполнить в полном объеме план не удалось».

Незначительное сокращение объемов экспорта обусловлено уменьшением поставок в страны СНГ пиломатериалов, вагонов, запчастей для них. Одновременно увеличились поставки в дальнее зарубежье пиломатериалов, семян льна, рапса, цисты артемии, сухих окостенелых рогов. Предприниматели закупили в три раза меньше электрических машин и оборудования, однако завезли на треть больше обуви из дальнего зарубежья.

В Алтайском крае на протяжении последних лет объем экспорта существенно превосходит импорт и составляет во внешнеторговом обороте около 70%. Положительное сальдо ВЭД – очень хороший показатель, говорящий, что наши товары конкурентоспособны за границей. Тем более если проанализировать структуру экспорта, то в ней около 60% составляют товары с высокой добавленной стоимостью: патроны, растительные масла, резинотехнические изделия, фармацевтическая продукция.

В 2016 году внешнеторговые операции осуществлялись с 74 странами. Ведущими торговыми партнерами региона были Китай (33,7% товарооборота), США (11,5%), Узбекистан (11%), Германия, Афганистан, Индия, Украина, Республика Корея.

По сравнению с 2015 годом товарооборот сократился с Азербайджаном, Чехией, Таджикистаном, США, Республикой Корея, Украиной и вырос с Арабскими Эмиратами, Индией, Норвегией, Китаем, Монголией, Германией и Афганистаном.

Крупнейшими экспортерами Алтайской таможни в 2016 году оказались компания «АгроСиб-Раздолье», поставляющая растительные масла и жмых, ОАО «Кучуксульфат» (сульфат натрия), Рубцовский и Каменский ЛДК (пиломатериалы), Алтайский шинный комбинат.

Разветвлённая инфраструктура

В нашем регионе сформирована разветвленная инфраструктура поддержки внешнеэкономической деятельности. В краевом правительстве эту работу ведут управление по внешнеэкономическим связям и курортному делу, управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, свою лепту вносят барнаульское представительство МИДа и Алтайская торгово-промышленная палата.

На приеме, устроенном АлтТПП для участников внешне-экономической деятельности, президент палаты Борис Чесноков напомнил, что с 2003 года ею было проведено около ста торгово-экономических миссий за рубежом и по территории России. «Исторически наше взаимодействие было нацелено на регионы Центральной и Восточной Азии, и этот приоритет остается», – отметил Борис Чесноков.

По словам замначальника краевого управления по внешнеэкономическим связям и курортному делу Максима Татарникова, минувший год был насыщенным, управление провело более 50 международных и межрегиональных мероприятий. Большая их часть была направлена на укрепление связей со странами Евразийского экономического союза. Совместно с краевым центром поддержки экспорта организовано участие делегации Алтая на выставке в Китае, продукцию региона представляли в Южной Корее, Монголии, организовывали делегацию в Израиль, принимали в рамках Всероссийского дня поля делегации из Белоруссии, Южной Кореи, Германии и Израиля.

Начальник краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых отметил, что в прошлом году край в числе первых в стране заключил ряд стратегических соглашений с Минэкономразвития и Российским экспортным центром. И с прошлого года ряд компаний воспользовались федеральной поддержкой по продвижению продукции на экспорт. Кроме того, в прошлом году был утвержден план мероприятий по развитию экспортной деятельности. Он включает четыре блока: формирование региональной системы поддержки экспорта, упрощение порядка прохождения экспортных процедур, продвижение товаров на внешние рынки и блок информационно-промоутерской поддержки экспорта.

«Для того чтобы выполнить заложенные в плане индикаторы, нужно более активное участие бизнеса во внешне-экономической деятельности», – считает Евгений Дешевых и обещает, что возглавляемое им ведомство как оказывало, так и будет оказывать всемерную поддержку всем хозяйствующим субъектам края, ориентированным на межрегиональные и международные рынки.

Для этой работы в 2013 году создан центр поддержки экспорта. На сегодня уже более 160 алтайских компаний сотрудничают с ним. В 2016 году центром предоставлено порядка 400 услуг.

Руководитель центра Сергей Мазур напомнил, что его сотрудники с предпринимателями работают через сайт export22.ru. На ресурсе представлена информация для всех предпринимателей, как для тех, кто только задумывается о торговле с заграницей, так и для опытных участников ВЭД. Например, там есть путеводители по многим странам, полезные советы по продвижению на зарубежные рынки, пошаговая инструкция для начинающих экспортеров и т. д. В конце года центр начал делать рассылку предпринимателям запросов, которые он получает от потенциальных иностранных импортеров. Кроме того, занимается консультированием, бесплатными переводами, размещением компаний на сайтах центра, Российского экспортного центра, Министерства экономического развития, организацией бизнес-миссий, участием в международных выставках.

За время деятельности центра с его помощью предпринимателями было заключено 36 контрактов с иностранными контрагентами, в том числе 11 – в 2016 году.

«Наша работа сводится к тому, чтобы тему экспорта сделать для предпринимателей понятной и доступной. Мы стараемся отслеживать все изменения законодательства, которые происходят на федеральном уровне», – отметил Сергей Мазур.